Приложение 28
В греческом оригинале
Нового Завета слово «πίπτω»
(пипто – падать, пасть) используется в 84-х текстах для обозначения как
физического, так и духовного падения. Это слово широко по смыслу и имеет
так много значений, что конкретное его значение в каждом отдельно взятом
тексте можно определить только исследовав контекст, в котором данное
слово употребляется. Иными словами выражаясь, точный смысл слова «πίπτω» зависит от того, о чём или о ком говорится в
тексте.
Это слово может иметь
физический смысл, когда речь идет о падении крепости или упавших башне,
стене, доме; или о человеке, павшем в бою или просто упавшем с крыши
дома или под тяжестью ноши (смотрите для примера Мф. 7:25, 27; Лк. 13:4;
Евр. 11:30; Откр. 6:16).
Этим же словом («πίπτω»)
выражается и духовное падение. Вот несколько примеров:
Иуды 24 – «Могущему
же соблюсти вас от падения и поставить пред славою Своею
непорочными в радости…»,
Рим. 11:22 – «Итак
видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а
благость к тебе, если пребудешь в благости Божией; иначе и ты будешь
отсечен»,
Рим. 14:4 – «Кто ты,
осуждающий чужого раба? Пред своим Господом стоит он или падает;
и будет восставлен, ибо силен Бог восставить его»,
1 Кор. 10:12 –
«Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть»,
Евр. 4:11 – «Итак
постараемся войти в покой оный, чтобы кто по тому же примеру не
впал в непокорность»,
Откр. 14:8 – «И
другой Ангел следовал за ним, говоря: пал, пал Вавилон,
город великий, потому что он яростным вином блуда своего напоил все
народы».
Вообще в греческом
языке слово «πίπτω» может иметь и другие значения и их оттенки.
Такие, например, как:
- потерпеть неудачу,
оказаться неспособным добиться чего-то;
- провалиться,
потерпеть крах в попытках достичь своих целей;
- перестать
действовать, выйти из строя;
- падение власти царя
в результате его свержения или насильственной смерти;
- пропасть, то есть
потеряться или кануть в небытие;
- погрешить, впасть в
грех, в немилость (Бога или кого-либо), быть признанным виновным, быть
осуждённым и наказанным.
Слово «παραπτώμα»
(параптома) является производным от «πίπτω»
и имеет следующие значения:
- погрешить против
Закона,
- пасть во грехе,
- нарушить Закон с
дерзостью.
Вот как много
значений может иметь слово «πίπτω»,
применённое апостолом Иоанном в выражении «пять пали» (Откр. 17:10).
Какое их этих
значений нам выбрать?
Будем исходить из
контекста, то есть из всего того, к чему мы пришли, определяя значение
семи голов зверя.
Имея основанием
Священное Писание, мы пришли к тому, что семь голов зверя – это семь
последних в истории пап римских, семь духовных лидеров,
политико-религиозных руководителей.
И как же могли пять
из этих семи религиозных руководителей пасть?
У нас нет оснований
предположить, что все они были убиты или свергнуты с престола в
результате каких-либо дворцовых интриг. И в плен они не пошли, как папа
Пий VI
в 1798 году.
Эти пятеро почили
мирно. И, тем не менее, мы можем взять одно из перечисленных выше
значений слова «пали» в его физическом смысле. Мы можем сказать, что
«пять пали», то есть «перестали действовать, вышли из строя», попросту
говоря – умерли.
Интересно заметить,
что текст из Откровения 17:10 в русском Современном переводе Библии так
и звучит: «Первые пятеро уже умерли, один ещё жив, а последний ещё не
явился».
Было бы достаточным
сказать, что «пали» означает – «умерли». Но мы вправе сказать и более.
Папы римские – прежде
всего религиозные, духовные руководители, претендующие
каждый на роль «наместника Сына Божия» на земле. А значит, слово «пали»
в Откр. 17:10 имеет скорее духовный смысл, чем физический (хотя и
физический тоже).
Просмотрите,
пожалуйста, ещё раз перечень значений, приведённых выше. Каждое из этих
значений мы вполне можем отнести к этим «пяти»: все они трудились, чтобы
привести зверя к мировому господству, но «потерпели неудачу»,
«оказались неспособными» и «провалились» в
своих тайных или явных попытках добиться этого.
Из-за своего
противостояния Христу (ведь они, как-никак, богохульные головы
богохульного зверя) эти пять царей «впали в грех»,
«погрешили», «впали в немилость» Божью, «были признаны
(Словом Божьим) виновными» и «осуждены»
на погибель (Дан. 7:11; Откр. 17:11; Откр. 19:20).
«Погрешая
против Закона», «дерзко нарушая его»,
они «пали во грехе».
Наконец, все пятеро
«пропали» и канули в небытие, были «потеряны»
для Вечности.
Таким образом, по
отношению к пяти царям применимы все перечисленные выше значения слова
«πίπτω»
(«пали»). И главное из них, несомненно, - это значение духовного
падения.
В Великой борьбе
Христа с сатаною эти цари воевали на стороне последнего, и в этой борьбе
они «пали». Кости этих пяти царей «пали в пустыне» бездуховности и
отступничества, так и не достигнув небесного Ханаана (Евр. 3:17). И
зверь, руководимый ими, не случайно был показан Иоанну не в цветущей
земле, текущей молоком и мёдом (и это, несмотря на всё материальное
богатство и роскошь блудницы), а в пустыне (Откр. 17:3, 4).
Так и мир будет
разделён Христом на тех, кто победил, и на тех, кто пал в Великой
борьбе.
В Ветхом Завете также
многие тексты говорят о духовном падении. Некоторые из этих текстов
приведены ниже. Они помогут нам понять, почему мы слову «пали» в Откр.
17:10 придаём духовный смысл, а также тот факт, что в Писании гораздо
большее внимание уделяется духовному, чем физическому. В том числе,
когда речь идёт о падении.
Итак:
Числ. 14:29, 32, 35 –
«В пустыне сей падут тела ваши, и все вы … которые роптали
на Меня, не войдете в землю, на которой Я, подъемля руку Мою, клялся
поселить вас… ваши трупы падут в пустыне сей… Я, Господь,
говорю, и так и сделаю со всем сим злым обществом, восставшим против
Меня: в пустыне сей все они погибнут и перемрут».
Из этих слов видно,
что жизнь, прожитую в неверии и противлении Богу и заканчивающуюся
гибелью, или чаще – естественною смертью, Бог называет падением. С пятью
царями из Откр. 17:10 произошло то же самое: они пали, прожив жизнь во
вражде с Богом и умерев естественной смертью.
Пс. 36:24 – «Когда он
будет падать, не упадет; ибо Господь
поддерживает его за руку»,
Пс. 140:10 – «Падут
нечестивые в сети свои, а я перейду»,
Пр. 11:5 – «Правда
непорочного уравнивает путь его, а нечестивый падет от
нечестия своего»,
Пр. 16:18 – «Погибели
предшествует гордость, и падению надменность»,
Пр. 18:12 – «Перед
падением возносится сердце человека, а смирение предшествует
славе»,
Ос. 7:7 – «Все они
распалены, как печь, и пожирают судей своих; все цари их падают,
и никто из них не взывает ко Мне».
Здесь речь идет о
царях Израиля, многие из которых, претерпев духовное падение в своей
жизни, затем «почили», то есть умерли естественною смертью. То же
произошло и с пятью царями, о которых сказано «пали».
|