Что означает "ежедневная"?
Глава 14
Следующее, что нам
необходимо понять - это значение выражения «прекращение ежедневной
жертвы» (Даниила12:11).
В «Ранних
произведениях» Е.Уайт мы находим удивительные слова:
«Затем мне было
показано относительно «ежедневной жертвы»
(Даниила 8:12), что слово «жертва» прибавлено человеческой
мудростью и к стиху не относится...» (стр.74-75 оригинала).
Из этих слов следует, что слово «жертва», само понятие «жертва»,
никакого отношения к слову «ежедневная» не имеет. Оно добавлено
переводчиками по причине непонимания истинного значения слова
«ежедневная», точнее – к чему это слово относится. Значение этого слова
было сокрыто Богом до времени, поэтому переводчики и теологи посчитали,
что к слову «ежедневная» более всего подходит слово «жертва». Но
оказалось не так.
По той причине, что в
оригинале слова «жертва» нет, в некоторых переводах Библии оно
напечатано курсивом.
В книге Даниила
сочетание этих двух слов – «ежедневная жертва» - мы встречаем пять раз:
8:11 - «и отнята была
у Него ежедневная жертва»,
8:12 - «и воинство
предано вместе с ежедневною жертвою за нечестие»,
8:13 - «на сколько
времени простирается это видение о ежедневной жертве и об
опустошительном нечестии...?»,
11:31 - «и прекратит
ежедневную жертву и поставит мерзость запустения»,
12:11 - «со времени
прекращения ежедневной жертвы и поставления мерзости запустения пройдет
тысяча двести девяносто дней».
Ни в одном из этих
текстов слова «жертва» не должно быть. В оригинале во всех
пяти текстах оно отсутствует. Но что тогда означает слово «ежедневная»?
По словам Елены Уайт,
значение этого слова некогда было известно пионерам адвентистского
движения. Оно было открыто им Богом за их ревность в возвещении часа
суда Его. Затем, в результате разочарования 1844 года и угасания
ревности, правильное понимание значения слова «ежедневная» было
утрачено. Вот что говорит об этом Е.Уайт в «Ранних произведениях» (стр.
74-75 ориг.):
«...правильное
понимание этого стиха Господь дал тем, которые возвещают час суда Его.
До 1844 года, когда господствовало единство, почти все правильно
понимали значение слова «ежедневная», но в связи с религиозным
разочарованием в 1844 году, стали возникать другие взгляды, которые
повлекли за собой тьму и смущение».
Как видим, Сам
Господь в видении указал Своей вестнице, что текст из Даниила 8:12
ничего не говорит о жертве, и что его надо понимать иначе. Он показал,
что слово «жертва» в тексте не просто лишнее, но совершенно искажает
смысл текста и препятствует верному истолкованию слова «ежедневная»; что
слово «ежедневная» (по-еврейски «тамид») имеет здесь иной смысл, не
связанный даже с самим понятием «жертва».
Бог не даёт видений
по малозначащим вопросам. И если Он дал Своей вестнице видение по
вопросу «ежедневной», то мы к этому должны отнестись серьёзно, и не
принимать ложных учений, противоречащих ясному свидетельству Духа
пророчества, из каких бы авторитетных источников они ни исходили.
Дело в том, что в
нашей церкви до сих пор принимается учение, которое покоится на том
ложном основании, что «ежедневная» в книге Даниила имеет отношение к
жертве. Это учение использует некоторые действительно драгоценные истины
и выглядит весьма привлекательно и логично, но оно не имеет никакого
отношения к нашей теме. Оно не верно.
Именно об этом и
других ложных учениях Елена Уайт и сказала, что они «повлекли за
собой тьму и смущение» («Ранние произведения», стр. 74-75 ориг.).
Правильное понимание
слова «ежедневная» является хоть и не единственным, но одним из основных
моментов, без которых откровение тайны трех периодов невозможно. А тайне
этой надлежало быть открытой только в конце дней, перед наступлением
заключительного кризиса в истории человечества: «...ибо сокрыты и
запечатаны слова сии до последнего времени» (Даниила12:9).
Без правильного
понимания слова «ежедневная» народ Божий не сможет уяснить для себя суть
предостережения, содержащегося в 12-й главе книги Даниила.
И вот, настало время
открыться истине. Она нужна именно сегодня. Желая пробудить Свой народ,
и подготовить его к тяжелейшему времени испытания, Бог открывает
последние тайны Своим рабам и повелевает им оповестить Его народ.
Давайте рассмотрим
происхождение и использование в Ветхом Завете слова, которое переведено
на русский как «ежедневная».
Еврейское слово «тамид»
(«ежедневная») происходит от неиспользуемого значения корня «тянуться»,
«простираться». Строго говоря, означает неопределённую, то есть
неограниченную ничем, бесконечную «продолжительность» или
«длительность». Чаще всего переводится как прилагательное –
«постоянный», «непрерывный». Или как наречие – «постоянно»,
«непрерывно», «всегда», «вечно», «нескончаемо», «ежедневно», «во веки
веков».
В Ветхом Завете слово
«тамид» имеет широкое применение. Вот лишь немногие из текстов, где это
слово используется:
Исх. 25:30 - «и
полагай на стол хлебы предложения пред лицем Моим постоянно
»,
Исх. 29:38 – «двух
агнцев однолетних каждый день постоянно»,
Левит 6:13 – «огонь
непрестанно пусть горит на жертвеннике и не угасает»,
Числ. 4:7 - «и хлеб
его всегдашний должен быть на нем»,
Числ. 9:16 – «так
было и всегда: облако покрывало ее днем, и подобие огня
ночью»,
Числ. 28:6 – «это –
всесожжение постоянное»,
2 Цар. 9:7 – «и ты
всегда будешь есть хлеб за моим столом»,
1 Пар. 16:11 –
«Взыщите Господа и силы Его, ищите непрестанно лица Его»,
Псалом 15:8 – «всегда
видел я пред собою Господа»,
Псалом 33:2 – «хвала
Ему непрестанно в устах моих»,
Ис. 21:8 – «на страже
стоял я весь день»,
Ис. 49:16 – «Вот, Я
начертал тебя на дланях Моих; стены твои всегда предо
Мною»,
Ис. 58:11 – «И будет
Господь вождем твоим всегда»,
Ис. 60:11 – «и будут
всегда отверсты врата твои»,
Иез. 39:14 – «и
назначат людей, которые постоянно обходили бы землю»,
Ос. 12:6 – «уповай на
Бога твоего всегда».
Как видим, слово «тамид»
везде переводится так, как этого требует контекст.
И в книге Даниила, в
каждом случае, где пророк использует слово «тамид» (Дан. 8:11, 12, 13;
11:31 и 12:11), нам предстоит уразуметь, о чём идет речь.
В этих пяти текстах
книги Даниила слово «тамид» не связано ни с каким существительным. Оно
идёт самостоятельно, оставляя для читателя открытым вопрос: к чему же
здесь относится слово «тамид»? Это слово как бы повисает в воздухе, так
и не указывая ни на что.
Благодаря Духу
пророчества мы сегодня знаем лишь одно: «тамид» не относится к жертве, и
никак не связано с ней. К чему же тогда «тамид» относится?
Ныне Бог открывает
нам это. Исследования сестры Марриан Берри, автора книги
«Предостережение о периодах 1260, 1290, 1335 дней из 12 главы Даниила» и
собственные исследования автора настоящей брошюры, а также то
обстоятельство, что книга Даниила посвящена главным образом истории
возникновения и падения империй, то есть борьбе за власть, приводят к
вполне определённому и ясному выводу: слово «тамид» («ежедневная») имеет
прямое отношение к власти. Причём, к власти непрерывной,
вечной, длящейся от вечности в прошлом до вечности в будущем. Эта власть
исходит от престола Предвечного Бога и к Его же престолу вернётся, когда
Христос «предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство
и всякую власть и силу» (1 Кор. 15:24).
В истории Великой
борьбы между Христом и сатаной события, описываемые в Даниила 8:9-12,
уникальны. Ничего подобного Вселенная не знала. В Даниила 8:9-12
говорится об установлении на земле беспрецедентной, единственной в своём
роде, богохульной власти, дерзнувшей поставить свой престол выше
престола Иеговы, «выше всего, называемого Богом или
святынею» (2 Фесс.2:4). И мы с вами знаем, что это самовозвышение
выразилось в присвоении прав Иеговы и в отмене Его Закона.
В своё время попытка
Люцифера сделать это на небе не увенчалась успехом (Ис.14:12-15), но от
идеи стать «подобным Всевышнему» он не отказался. Сатана продолжил свои
усилия уже на земле, и результатом его усилий стало возникновение в 538
году власти «небольшого рога» - детища и ставленника сатаны. Это стало
возможным в результате успешного развития «тайны беззакония» внутри
Церкви и по причине отступления в ней.
Давайте рассмотрим с
вами основные тексты из Даниила 8:11,12:
– «И даже вознёсся на
Вождя воинства сего» - в еврейском оригинале этот текст звучит так: «он
возвеличен был до (положения, статуса) Вождя воинства
(то есть, Христа)».
Таким образом,
исполнилось пророчество из другой книги Писания: «и дал ему дракон силу
свою и престол свой и великую власть» (Откр. 13:2), и антихрист воссел
«в храме Божием…, как Бог, выдавая себя за Бога» (2 Фесс. 2:4; смотрите
приложение 17 и
приложение
18).
– «и отнята была у
Него ежедневная» - в оригинале эта часть текста звучит следующим
образом: «потому что им («небольшим рогом») была
присвоена ежедневная («тамид»)». Смысл же этих слов таков: «так
как небольшой рог присвоил себе высшую власть, принадлежащую
исключительно Богу». Не унижает ли это Бога? Нет, не унижает, но
прославляет и возвеличивает, так как Он силен был не допустить это, но в
премудрости Своей допустил. Так же, как допустил существование Люцифера
после его падения, допустил развитие восстания во Вселенной, допустил
издевательства над Своим Единородным Сыном и Его убийство…
– «и поругано было
место святыни Его» - в оригинале эти слова звучат так: «и место
святилища Его было низведено». Смысл сего таков: место святилища
Бога, в определённом смысле, было низведено с Неба на землю в виду того,
что восстал некто, объявивший себя Богом на земле. Папская власть,
опять-таки в определённом смысле, «отменила», «аннулировала» небесное
святилище и «переместила», «свергла» его на землю, где теперь восседал
на троне называющий себя именами Бога самозванец.
Прощение грехов и
благословение теперь можно было получить не у Бога, Который в Небесном
святилище, а у «небольшого рога», местом обитания которого было
профанированное земное «святилище». В сознании великого множества людей
небесное переместилось на землю.
В Даниила 11:31
говорится о том же, о чём и в Даниила 8:11, и в выражении «осквернит
святилище могущества» слово «осквернит» переведено с еврейского «халал»,
что означает – «разлагать», «разрушать», «прекращать деятельность»,
«профанировать», «проституировать», «обесценивать».
– «и воинство предано
вместе с ежедневною за нечестие» - за свои беззакония и преступления, за
отступление и нечестие народ Божий был отдан Богом «небольшому рогу»
вместе с властью.
Таким образом, текст
из Даниила 8:11 можно было бы выразить своими словами так:
«небольшой рог
вознёсся до положения Бога, так как присвоил себе власть, принадлежащую
Богу, и место святилища Бога было сброшено с небес на землю».
В Даниила 8:11 о
вечной власти говорится, что она была «отнята» у Бога, а в Даниила 11:31
и 12:11 – что она будет «прекращена». И в каждом из этих трёх текстов
«отнятие» и «прекращение» связано с поставлением папской власти.
«Прекращение
ежедневной» можно даже проиллюстрировать графически. И я надеюсь, что
эта простенькая иллюстрация поможет нам лучше понять смысл слов
«прекращение ежедневной»:
«над царством
человеческим владычествует Всевышний Бог и поставляет над ним, кого
хочет» (Дан. 5:21). Без Его позволения никто не воссядет на земной трон
– ни праведный царь, ни злой.
Жирная линия вверху
изображает, как Бог владычествует над сменяющими друг друга царствами
земли. Владычество Бога вечно и непрерывно («тамид»).
Несмотря на то, что
некоторые языческие цари считали себя богами, ни одна в истории земная
власть не была по-настоящему богохульной, то есть не ставила себя на
место Иеговы – истинного Бога, Творца вселенной и всего сущего в ней.
Поэтому царства земли изображены на иллюстрации где-то внизу.
Но вот, в 538 году по
Р.Х., восстало царство «небольшого рога» (Дан. 7:8). Власть этого рога
была «отлична от прежних» (Дан. 7:24).
Чем же она была
отлична от прежних?
Её уникальность в
том, что это единственная власть в истории земли, которая «вознеслась до
воинства небесного» (Дан. 8:10) и своими богохульными притязаниями
поставила себя на место Бога. Именно за это она названа «высокомерной»
(Дан 7:8; смотрите приложение 18).
Уникальность
«небольшого рога», который «по виду стал больше прочих» (Дан. 7:20),
также и в том, что ему одному из всех земных царей дал сатана «силу свою
и престол свой и великую власть» (Откр. 13:2), чтобы привести церковь к
отступлению и заставить её поклоняться ему, сатане, а нежелающих
поклоняться уничтожить.
Очевидно, поклонения
языческого мира сатане было мало. Он жаждал (и жаждет) поклонения ему
также и всего христианского мира. Языческие цари, поклонявшиеся
истуканам, могли и обеспечить поклонение сатане не более как истукану,
но только папская власть могла, по мнению сатаны, обеспечить ему такое
поклонение, какого достоин один Иегова.
Таким образом, в 538
году сатана добился колоссального успеха – он вклинил свою власть,
поставил у власти своё детище на долгих 1260 лет (смотрите иллюстрацию).
Бог допустил это. Он допустил это из-за нечестия Своего народа (Дан.
8:12). Он допустил такое положение вещей, когда была «прекращена
ежедневная» («тамид»), то есть была нарушена непрерывность («тамид»)
правления Бога – ведь Бог не навязывает Себя тем, кто отвергает Его.
Вот так «тамид»
(«ежедневная») была отнята у Него (Дан. 8:11). Об этом говорится и в
Даниила 11:31.
«И поругано было
место святыни Его» (Дан. 8:11) и «мерзость запустения» воцарилась на
месте сем (Дан. 11:31). На месте, где должен быть Бог.
Богохульную власть
«наместника» Христа Бог терпел 1260 лет, после чего она была низложена
(смотрите приложение 15).
Конечно, от того, что
папы присвоили себе права Бога, они не стали Богом. Или то, что они
объявили себя наместниками Христа на земле, не сделало их таковыми на
самом деле. Грехи человеческие, которые папы взяли на себя дерзость
прощать, в действительности оставались непрощёнными Богом. И тех детей
Божиих, которых папы «отлучали» от церкви, Бог не отлучал.
Реальные прощение или
непрощение, благословение или проклятие, осуждение или оправдание всегда
оставались у Вседержителя.
Но сатана заменил
Бога папой в сердцах великого множества людей, создав у последних
иллюзию, что у папы – прощение и осуждение, благословение и проклятие,
ключи ада и рая. Что папа и есть сам Бог на земле. При этом Бог уже не
мог властвовать в сердцах людей. Его власть оказалась отвергнутой.
Теперь над умами, сердцами и совестью людей властвовал папа, точнее –
тот, кто стоял за ним и вдохновлял его.
И вот, когда
правители мира, цари, уполномоченные Богом на царствование (Рим. 13:1),
добровольно, против воли Бога, отдают свою мирскую власть самозванцу,
объявляющему себя Богом, тогда и происходит прекращение «тамид»,
«ежедневной». Сам самозванец при этом является тем, что в Писании
названо «мерзостью запустения» - идолом.
Из-за нечестия Его
народа Бог Сам попускает этому быть. Такое произошло в истории только
однажды (в 538 году), но надолго – на 1260 лет.
На иллюстрации
изображено, как в конце дней «ежедневная» будет ещё раз прекращена.
Второй раз исполнится пророчество из Откровения: «и дал ему дракон силу
свою и престол свой и великую власть» (13:2). Ещё раз воцарится та же
самая богохульная власть. Но уже ненадолго.
А пока… Пока мы
ожидаем дня «Х», в который и произойдёт это, предсказанное Писанием,
«прекращение ежедневной» и «поставление мерзости запустения», и который
положит начало периоду 1290 дней (Дан. 12:11).
Как это случится, кто
отдаст власть и кому, при каких обстоятельствах - об этом речь пойдет
далее. И прежде, чем мы перейдем непосредственно к определению начала и
конца трех периодов, давайте рассмотрим, как в книге Даниила начинались
и оканчивались другие временные периоды.
|