Приложение 22
На страницах
Священного Писания словосочетание «мерзость запустения» впервые
появляется у Даниила. Давайте прочитаем Даниила 9:27.
В этом тексте понятие
«мерзость запустения» некоторым образом и тесно связано с величайшим
событием в истории Великой борьбы – смертью Мессии. Об этом событии в
ст. 27 сказано так: «а в половине седьмины прекратится жертва и
приношение». Мы знаем, что «в половине седьмины» Христос был распят и
церемониальный закон с его жертвоприношениями утратил смысл.
«Мерзость запустения»
является прямым следствием этого события. Это то запустение, которое
предвозвестил Иисус Христос незадолго до Своего распятия: «се,
оставляется вам дом ваш пуст» (Мф. 23:38).
Краткое выражение «и
на крыле святилища будет мерзость запустения» (Дан. 9:27) в еврейском
оригинале дано в ещё более кратких словах и имеет следующий смысл:
«некто, кто является
(в очах Божиих) наибольшей из всех мерзостей, произведёт опустошение
(святого места)».
Этот некто – идол,
который одним лишь только своим присутствием осквернил святое место и
вытеснил Бога с Его места, потому что Бог не может присутствовать Своим
Духом там, где идол.
Этот некто мерзостью
своего присутствия привёл в запустение место, которое, до того как это
случилось, было святым, поскольку на нём присутствовал Бог.
Таким образом, когда
происходит замена Бога идолом, тот, кто это сделал, становится
опустошителем. Это сатана.
Святое место
перестаёт быть святым. На нём – мерзость запустения.
Вспомним, как иудеи в
лице первосвященников, перед тем как убить своего Бога, отреклись
сначала от Него, пригласив тем самым на Его место сатану: «нет у нас
царя кроме кесаря» (Ин. 19:15).
Таким образом, из
Даниила 9:27 мы можем вывести общее определение термина «мерзость
запустения»:
это –
отсутствие Бога там, где
Его место занимает идол, поставленный или поставивший себя сам на место
Бога, и мерзостью своего присутствия на этом месте вытеснивший Бога и
заменивший Его собою. Или это – сам идол, поставивший себя
на место Бога.
Словосочетание
«мерзость запустения» в Ветхом Завете встречается ещё в двух местах –
Дан. 11:31 и Дан. 12:11.
Имея определение
термина «мерзость запустения» и зная, что означает «ежедневная» в двух
вышеупомянутых текстах, помня также, что в них ничего не говорится о
жертве, а только лишь о власти, мы делаем вывод: в обоих текстах идёт
речь о поставлении на место Бога богохульной папской власти. Только в
Дан. 11:31 говорится о поставлении сей власти в 538 году, а в Дан. 12:11
– о поставлении её в недалёком будущем относительно нашего с вами
времени.
То, что случилось с
иудеями, и вследствие чего они оказались отвергнутыми Богом, случилось и
с христианами в начале средних веков, когда из-за своего нечестия и
отступления они были отданы под иго зверя на долгих 1260 лет (Дан.
8:9-12; 11:31).
Ещё раз это случится
с христианством под занавес истории, когда придёт «отступление» (2 Фесс.
2:3) и воцарится «мерзость запустения» - папская власть, о которой
сказано в Дан. 12:11 (также в Дан. 8:23-25; 11:41-45; 2 Фесс. 2:3-10;
Откр. 13:4-8; Откр. 17:10 – царствование седьмой головы).
Именно ее, папскую
власть, имел в виду Иисус, когда сказал: «Итак, когда увидите мерзость
запустения, реченную чрез пророка Даниила, стоящую на святом месте, -
читающий да разумеет, - тогда находящиеся в Иудее да бегут в
горы» (Мф. 24:15, 16).И мы знаем, что для нас с вами «бежать в горы» -
значит оставлять большие и малые города и укрываться в безлюдных местах.
Но это ещё впереди…
В Мк. 13:14 Иисус
говорит о том же, о чём и в Мф. 24:15-16, а вот в Лк. 21:20 Он говорит о
разрушении Иерусалима, которое должно было случиться в 70-м году, и
которое было предсказано в Дан. 9:26. И когда пророчество Иисуса стало
сбываться, послушные Его словам ученики бежали в горы – в заиорданский
городок Пеллу.
В Лк. 21:20 слова
«мерзость» нет, а только слово «запустение», переведённое с греческого «ερήμώσίς»
(эремосис – запустение, разорение, разрушение; сравните с «έρήμός»
- эремос – пустынный, ненаселённый, безлюдный, покинутый, оставленный).
И хотя во всех трёх
текстах – Мф. 24:15, Мк. 13:14 и Лк. 21:20 – используется одно и то же
слово «эремосис», в первых двух текстах оно дано в сочетании со словом
«мерзость» и имеет духовный смысл, а в Лк. 21:20 – чисто физический.
О том, что должно
быть очевидно для нас с вами, писала и Елена Уайт: «Отвечая на
вопрос Своих учеников, Иисус не стал разделять разрушение Иерусалима и
великий день Его Пришествия. Он смешал описание этих двух событий. Если
бы Иисус открыл Своим ученикам будущие события так, как Он видел их
Сам, ученики не выдержали бы этого. Из милости к ним Он объединил
описания двух великих кризисов, предоставив ученикам возможность
разобраться в значении сказанного самостоятельно» (DA 628,1898).
Возможно из-за того,
что никто из учеников Христа не знал тогда во всей полноте, что означает
«мерзость запустения, реченная чрез пророка Даниила, стоящая на святом
месте», и как разделить события ближайшего и отдаленного будущего,
предсказанные их Учителем, получилось так, что Матфей и Марк привели
слова Иисуса о мерзости запустения (то есть, о папской власти), а об
осаде Иерусалима не привели, а Лука наоборот – сказал о ближайшем
грядущем событии - разрушении Иерусалима, а о явлении далекого
будущего - мерзости запустения внутри церкви – ни слова.
Благодаря Провидению
Божьему и тому обстоятельству, что Евангелие писали четыре человека
независимо друг от друга, до нас с вами дошли слова Христа об обоих
событиях.
Согласно некоторым,
ставшим уже традиционными, толкованиям «мерзость запустения» - это
символы и реквизиты римской языческой власти, «установленные на всей
территории храма» в 70 году по Р.Х., после того как Иерусалим был
разрушен войсками Рима.
Эти толкования
умаляют представление о «мерзости запустения», низводя его до жалких и
неодушевлённых, вещественных символов, имеющих частное, узкое значение.
Таким образом истолкованная «мерзость запустения» нам, последнему
поколению христиан, ничем не грозит. Будучи же истолкованной как
«папское руководство, замещающее собою Бога» (в текстах Дан. 12:11, Мф.
24:15 и 16, Мк. 13:14), она обнаруживает в себе страшную угрозу для
всего христианства и мира в целом. Угрозу, от которой Иисус повелел
детям Своим бежать в самые отдалённые и глухие места.
«Мерзость
запустения», явившись следствием отвержения и распятия Христа,
установилась в Иерусалиме ещё за 40 лет до его физического запустения, и
римские символы власти, установленные на территории разрушенного храма,
по сути – на пустыре, уже не могли осквернить место, которое вот уже 40
лет как не было святым. А Иисус сказал: «когда увидите мерзость
запустения, …стоящую на святом месте» (Мф. 24:15). Как мог
Иисус назвать богоотступнический, отверженный, да к тому же разрушенный,
Иерусалим, святым местом? Ведь святость предполагает присутствие Бога, и
не иначе. Поэтому здесь (в Мф. 24:15,16 и Мк. 13:14) Он имел в виду
вовсе не Иерусалим.
Ещё Иисус сказал
здесь же, в Мф. 24:15, 16: «когда увидите мерзость запустения… тогда
находящиеся в Иудее да бегут в горы». И если принять «мерзость
запустения» как символы и реквизиты римской власти, установленные на
месте разрушенного Иерусалима, то получается, что Иисус повелел Своим
ученикам бежать не до разрушения города, а после,
когда уже и бежать было некому – все иудеи, находившиеся в городе, были
истреблены.
Теперь, после всего,
что сказано выше, мы сможем объяснить людям, почему в Лк. 21:20,21
Иисус велел ученикам бежать до того, как придет
запустение, а в Мф. 24:15, 16 и Мк. 13:14- после.
|