Предисловие
Прежде
всего необходимо определить, что эта
книга подразумевает под понятием "Весть
1888 года". Кроме того, некоторые
читатели безусловно нуждаются в
кратком изложении некоторых событий,
которые должны быть хорошо известны
Адвентистам седьмого дня как "события
1888 г."
На
сессии Генеральной Конференции,
которая состоялась в 1888 году в городе
Миннеаполисе штат Миннесота, два
молодых человека - А. Т. Джоунс и Е. Дж.
Ваггонер - выступили перед делегатами с
проповедями на тему об оправдании
верой. Эти вести вызвали бурную
дискуссию. Многие делегаты, особенно
старые служители и руководители церкви,
встретили эту весть (а также и
вестников) с неприязнью.
Лишь
немногие с радостью, искренно приняли
эту весть. Среди этих людей самой
выдающейся была сестра Уайт. Но в то
время эта весть не казалась столь
важной, чтобы ее точно зафиксировать,
чтобы и другие могли из первых рук
узнать о чем там говорится.
Таким
образом у нас нет точно изложенной
вести 1888 года, переданной двумя
молодыми вестниками в Миннеаполисе.
Но
это не означает, что мы должны
отчаиваться относительно понимания,
что там происходило, или что заглавие
этой книги - неправильно. Определенные
факты представляют нам возможность
восстановить красоту и здравость
учения, которое они проповедовали:
1.
Мы знаем, чему учил Ваггонер за многие
месяцы непосредственно перед
Конференцией 1888 года.
2.
Мы знаем, чему он также учил в
последующие месяцы, сразу после
Конференции.
3.
Мы знаем, что Ваггонер и Джоунс были в
полном согласии друг с другом в
понимании вести о праведности через
веру, как в Миннеаполисе, так и в
течение десятилетия после 1888 года. Было
два вестника, но Елена Уайт
неоднократно говорила о том, что их
учение было одной вестью.
4.
Подтверждение Еленой Уайт их вести не
было ограничено лишь рамками ее
публичных выступлений на конференции.
Она продолжала одобрять их весть в
течение многих лет после Конференции
1888 года, вплоть до 1896 года и позже.
5.
В том,чтобы восстановить их вести
существенную помощь могут оказать их
современники, как противники, так и
сторонники - то, как они воспринимали
эти важные мысли. Например, В. В.
Прескотт и С. Н. Хаскелл были среди тех,
которые благоприятно отнеслись к этой
вести и в свою очередь поняли, что она
подтверждается Библией и одобряется
Еленой Уайт.
Разумеется,
мы не должны понимать так, что все
сказанное Джоунсом и Ваггонером, было
совершенным и непогрешимым.
Елена
Уайт никогда не называла их пророками,
однако она, неоднократно определяла их
такими словами, как "Вестники
Господни", "Вестники,
уполномоченные Христом", "Мужи,
имеющие Божественное предназначение",
"Слуги Божии... с вестью, посланной
небом", "Мужи, которых Он избрал",
"молодые люди, которых Бог послал,
чтобы нести Его особую весть", "Его
избранные слуги, которых использует
Бог", "Господь действует через
братьев Джоунса и Ваггонера", "Он
дал им драгоценный свет", "Если вы
принимаете весть, вы принимаете Иисуса",
"Вестники, которых Я (Господь) послал
к Моему народу, чтобы нести свет,
благодать и силу", "Весть от Бога,
она несет на себе печать Божьего
одобрения". Высказывания, подобные
этим, встречаются вплоть до 1896 года и
позже.
Весть,
представленная в этой книге, весьма
важная и выдающаяся. Она
провозглашалась Джоунсом и Ваггонером
как непосредственно перед
Конференцией 1888 г., так и десятилетиями
спустя.
Наш
метод исследования таков:
1.
По возможности ближе держаться даты 1888
года.
2.
Изложить то, чему учили Джоунс и
Ваггонер неоднократно или особо
подчеркивая.
3.
Представить пункты, в которых они были
в полном согласии между собой.
4.
Ограничить наше изложение из учения
там, где оно находит явное одобрение
Елены Уайт (и, разумеется,
соответствует Библии).
5.
Рассмотреть хотя бы некоторые
высказывания их современников, которые
верили в полученную весть и понимали ее
важное значение.
Цитируя
(по необходимости) что-либо из
написанного Джоунсом и Ваггонером в
последние годы, мы будем делать это с
тщательным вниманием и избирательно,
имея уверенность в том, что приведенные
высказывания находятся в соответствии
с их ранними учениями и с пятью
принципами, упомянутыми выше. Если кто-либо
будет возражать, что цитаты, написанные
после 1888 года, - не соответствуют вести
1888 года, - следует указать, что Елена
Уайт в течение продолжительного
времени одобряла эти высказывания и
ставила ударение на важное значение
этой вести. И полная гармоничная
картина того, чему они учили в течение
десятилетия после Конференции в
Миннеаполисе, должна представить нам
ясное понимание того, что было выражено
в вести, данной в 1888 г. и полное надежды
чувство благоразумия даст нам ясное
понимание всего этого.
Совершенно
исключено, чтобы Елена Уайт продолжала
свое неоднократное и восторженное
одобрение так долго, если бы у нее было
хотя бы небольшое недоверие к тому, что
один или оба вестника отклонились от
истинной веры. Она была вдохновенным
пророком, с освещенным проникновенным
пониманием; она заслуживала доверия в
своем одобрении вести Джоунса и
Ваггонера. Никогда за всю свою
продолжительную деятельность, она так
искренно и настойчиво не одобряла
вести кого-либо из своих современников.
Невозможно предположить, что она могла
быть неосведомленной или заблуждалась.
Кроме
того, в оценке этой вести имеется более
важное, чем длительная поддержка Елены
Уайт. Заключительным испытанием
является сама Библия. Автор убежден в
том, что они получили свое
представление в результате
собственного тщательного исследования
Священного Писания в свете "великой
борьбы", как ее понимают Адвентисты
седьмого дня и нашего особенного
понятия об очищении святилища и
трехангельской вести.
Как
и все мы, они чувствовали себя в долгу
перед теми, которые шли впереди них,
включая Лютера, Кальвина, Веслея:
однако они основывали свою весть
только на Священном Писании. Они
увидели истину об оправдании верою в
новой и свежей перспективе,
эсхатологическое понимание которой
унаследовано Адвентистским движением.
За последние годы все увеличивается
доказательство того, что имеется
твердое библейское подтверждение
сущности их понятия1; подтверждение их
истолкования Священного Писания
находится во многих теологических
исследованиях наших дней.
Например,
не так давно вышла докторская
диссертация в Лондонском Университете,
где представлено доказательство того,
что их точка зрения на природу Христа,
поддерживалась значительным числом
уважаемых теологов и реформаторов
христианской эпохи (Гари Джонсон - "Человеческая
природа Христа" Лондон, 1962 г.).
Я
молюсь о том, чтобы наш сердечный ответ
на эту весть был таким же, каким он был у
Елены Уайт, когда она впервые лично
услышала о ней на Конференции в
Миннеаполисе: "Всеми фибрами моей
души я восклицаю: "Аминь!"" (Рукоп.
5, 1889). Таков был и мой ответ, когда я
впервые понял эту весть.
Роберт
Виланд
|