Субботний
покой Глава
18
Значение
Субботы для Бога
Значение
Субботы для человека
Закон
и Суббота
Противостояние
Субботы и воскресенья
Ключевые
мысли восемнадцатой главы
Суббота
- не только день для отдохновения души и
тела. Это не только день для поклонения
Богу. Суббота имеет определенное
искупительное значение, - она четко
связана с Евангелием.
Новый
Завет часто использует слово покой для
описания Благой вести спасения,
воплощенной в святой жизни Иисуса
Христа (см. Мф. 11:28; Евр. 4:2,3). Еще со
времени грехопадения этот обещанный
спасительный покой во Христе был
связан с Субботой. Вот почему
большинство праздничных дней в Ветхом
Завете приходились на дни субботнего
покоя - они указывали на грядущего
Мессию и Его искупительное служение.
Значение
Субботы для Бога
Слово
Суббота означает "покой", и первые
слова, сказанные в Ветхом Завете о
Субботе, указывают на то, что субботний
день принадлежит Богу. Он называет его
"святый день Мой" (Ис. 58:13); "субботы
Мои" (Исх. 31:13). "День седьмый -
суббота Господу Богу твоему" (Исх.
20:10). Поскольку совершенно ясно, что
Суббота принадлежит Богу, называть ее
"иудейской субботой" значит
противоречить Писаниям. Да, она была
сотворена для человека (см. Мк. 2:27), но не
принадлежит человеку - ни иудею, ни
язычнику. Она принадлежит Богу.
Следующий
логический вопрос: почему Всемогущий
Бог, Который, безусловно, не нуждается в
покое, отделил седьмой день как Свой
особый день покоя? Отвечая на этот
вопрос, Писание говорит, что Бог
отделил субботний день, день покоя,
чтобы ознаменовать завершение Своего
совершенного дела творения (см. Быт. 1:31;
2:1-3; Евр. 4:4). Этот факт чрезвычайно важен
для нашего понимания Евангелия.
Мы
должны помнить, что Суббота есть Божий
седьмой день, а не наш. В течение шести
дней Бог сотворил всю нашу планету и
все, что на ней. Затем Он отделил (освятил)
седьмой день как Свою Субботу (см. Исх.
20:11). Адам и Ева были сотворены в самом
конце шестого дня (см. Быт. 1:26-31). Поэтому
Божий седьмой день - Суббота -
фактически был первым днем
человечества. Позвольте мне объяснить,
почему я считаю это важным, особенно
когда мы рассматриваем Субботу в свете
нашего искупления во Христе.
Бог
трудился шесть дней над творением
этого мира. Только завершив творение,
Он покоился (см. Быт. 2:1-3). С другой
стороны, Адам и Ева начали свою жизнь не
с труда; они провели весь первый день
своей жизни, покоясь в Божью Субботу.
Только после того как они "вошли" в
Божий покой, последовали шесть рабочих
дней. Вначале человечество получило
творение Божьих рук как совершенно
безвозмездный дар и только потом могло
радоваться Его творению в течение
остальной недели.
Подобно
творению, спасение начинается не с
каких-либо дел, а с успокоения в
совершенном законченном деле,
осуществленном Иисусом в Его служении
и смерти. Подобно Адаму и Еве, проведшим
свой первый день в субботнем покое
перед тем, как приняться за дела, мы
тоже можем радоваться благословениям
спасения, покоясь вначале в
совершенной праведности, дарованной
Христом. В этой перспективе субботний
покой становится самим основанием
славной истины о праведности через
веру.
Отделив,
или освятив, Субботу, Бог вошел в
отношения вечного завета с
человечеством - отношения, в которых
люди всегда были зависимы от Него.
Следовательно, когда Адам и Ева
согрешили, избрав зависимость от себя
вместо зависимости от Бога, они
нарушили этот Богом данный завет. В
результате они лишились истинного
покоя, символом которого была Суббота.
"В поте лица твоего будешь есть хлеб"
(Быт. 3:19). Однако Иисус пришел в этот мир,
чтобы люди увидели, - Он хочет
восстановить покой, утраченный
человечеством после грехопадения (см.
Мф. 11:28). Делая это, Он возродил значение
Субботы. Чтобы принять Благую весть
спасения, мы должны вернуться к этому
фундаментальному принципу субботнего
покоя, который был дан нашим
прародителям.
В
Новом Завете ясно показано, что через
Иисуса Христа Бог совершил как
творение (см. Ин. 1:3; Еф. 3:9; Кол. 1:16; Откр.
3:14), так и искупление (см. Ин. 3:16,17; Рим.
3:24; 1 Кор. 1:30; Гал. 3:13; Кол. 1:14; Тит. 2:14: Евр.
9:12; 1 Петр. 1:18; Откр. 5:9). Точно так же, как
Христос завершил работу творения в
конце шестого дня и покоился в седьмой,
Он завершил работу искупления в конце
шестого дня и покоился в могиле в
седьмой день (см. Ин. 17:4; 19:30).
Кроме
того, Христово дело восстановления,
которое будет осуществлено в конце Его
небесного служения (см. 1 Кор. 15:24-26; Евр.
2:13), также связано с Субботой (см. Ис.
66:22,23). Дело восстановления будет Его
совершенным, законченным делом, какими
были творение и искупление. Поэтому
Суббота является знамением творения,
искупления и восстановления.
Поскольку
Христос является нашим Творцом,
Искупителем и Восстановителем, Он
имеет полное право носить имя "Господин
субботы" (см. Мк. 2:28; Лк. 6:5; Откр. 1:10).
Когда иудеи отвергли Христа как Мессию,
соблюдение ими Субботы потеряло смысл.
Вот почему в Послании к Евреям сказано:
"Посему для народа Божия еще
остается субботство [саббатисмос, "покой
соблюдения субботы"]" (Евр. 4:9). Если
соблюдение Субботы не вдохновляется
откликом веры на совершенное Христово
искупление на кресте, оно не что иное,
как подделка, и относится к категории
ветхозаветного спасения делами.
Значение
Субботы для человека
Бог
через Иисуса Христа сотворил мир для
нашего блага. Мы не участвовали в
творении, а только приняли его как
Божий дар. Хотя Суббота, как мы уже
видели, принадлежите Богу, Он сотворил
ее, подобно этому миру, для нашего блага
(см. Исх. 31:13; Иез. 20:12; Мк. 2:27). Бог отделил,
или осветил, субботний покой, чтобы
напомнить нам, что Он наш любящий
Пастырь и что мы зависим от Него во всех
наших нуждах.
Знаменательно,
что Бог заключил Свой субботний завет с
человечеством до грехопадения. Если бы
Адам и Ева не согрешили, мы продолжали
бы соблюдать Божью Субботу как день
покоя. Однако, когда грех вошел в мир, он
уничтожил первоначальный Божий
замысел о субботнем, покое. Грех - это
восстание против нашей зависимости от
Бога и желание зависеть только от себя (см.
Рим. 1:21; Флп. 2:21). Поэтому, когда грех
отделил нас от Бога (см. Ис. 59:2), значение
Субботы не могло оставаться для нас
прежним. Люди пожелали установить
собственный день покоя - воскресенье.
Однако в отличие от Божьего дня покоя
человеческая подделка не указывает на
совершенное, законченное дело; она не
указывает ни на творение, ни на
искупление. Этот факт очень важен в
свете окончательной расстановки сил,
которая произойдет в великой борьбе
между спасением по вере, символом
которого является Божья Суббота, и
спасением делами, символом которого
является воскресенье, учрежденное
людьми.
В
шестой день на кресте Иисус Христос
осуществил совершенное, законченное
искупление. В конце шестого дня Он
закончил и совершенное дело творения (см.
Лк. 23:54). Таким путем Он восстановил
субботний покой, данный Им в Едеме и
нарушенный грехом. Теперь все, верой
принимающие Евангелие, снова входят в
Божий спасительный покой, знамением
которого является Суббота (см. Евр. 4:2, 3;
Исх. 31:13; Иез. 20:12; Ис. 58:13, 14). В Своей
Нагорной проповеди Христос ясно учил,
что если в первую очередь мы будем (верою)
искать Божьего Царства и Его
праведности, то все наши нужды будут
удовлетворены (см. Мф. 6:33).
Другими
словами, Евангелие дало нам
возможность избежать зависимости от
себя, которая является источником всех
наших проблем, и принять зависимость от
Бога, которая есть источник нашей
радости и счастья. Но одно является
непреложным - мы не можем служить двум
господам: мы не можем служить и себе, и
Богу (см. Мф. 6:24-34). Когда мы входим в
Божий покой, Его день покоя становится
нашим днем покоя. Таков внешний знак
нашего избрания жизни только верою.
Только тогда соблюдение Субботы будет
истинным, когда оно вдохновляется этим
побуждением веры.
Закон
и Суббота
Прежде
чем рассмотреть Субботу в отношении к
Закону Божьему, мы должны вспомнить,
что Бог никогда не давал закон в
качестве средства спасения (см. Рим. 3:28;
Гал. 2:16). Именно такой воспринимали
Субботу иудеи, и в этом их ошибка -
ошибка Ветхого Завета, которая
кончилась печальным поражением (см. Рим.
9:30-33; Евр. 8:7-11). Поэтому всякий, кто
соблюдает Божью Субботу, чтобы быть
спасенным, повторяет ошибку иудеев и
искажает саму цель субботнего покоя.
Делая соблюдение Субботы условием
спасения, мы вовсе не обретаем покой. Мы
не представляем ее знамением
законченного, совершенного спасения.
Вместо этого мы превращаем Субботу в
нечто, совершенно противоположное
намерению Бога, - мы делаем ее средством
спасения делами. Такое соблюдение
Субботы не имеет смысла.
Тогда
как же соблюдать Субботу христианину,
который спасен по благодати
посредством веры?
В
Новом Завете, особенно в посланиях
апостола Павла, ясно сказано, что Бог
никогда не делал Свой закон средством
спасения. Фактически перед тем как дать
иудеям Свой закон на горе Синай, Он
возгласил: "Я Господь, Бог твой,
Который вывел тебя из земли Египетской,
из дома рабства" (см. Исх. 20:2). Бог
сначала искупил Израиль, а затем дал
израильтянам Свой закон. Моисей
применил этот принцип в особенности к
соблюдению Субботы (см. Втор. 5:15). Однако,
хотя Бог не дал Свой закон как средство
спасения, Он определенно хочет, чтобы
мы считали этот закон мерилом
христианской жизни (см. Рим. 13:8-10; Гал.
5:13, 14; 1 Ин. 5:1-3; 2 Ин. 6).
Истинным
побуждением к соблюдению закона, по
словам Иисуса, является любовь (см. Мф.
22:36-40; Ин. 14:15). Ветхий Завет согласен с
этим (см. Втор. 6:5; Лев. 19:18). Однако наша
греховная природа не в состоянии
воспроизвести эту любовь, потому что
самоотверженная любовь агапэ исходит
от Бога. По этой причине Бог посылает
нам эту любовь агапэ через Своего
Святого Духа как Свой дар (см. 1 Кор. 12:31;
13:13). Он дает нам эту любовь не для того,
чтобы она возвращалась к Нему. Иначе
Бог Сам проявил бы эгоцентризм! Он
посылает нам эту бескорыстную любовь,
чтобы мы могли изливать ее на других
людей как доказательство спасающей
силы Евангелия в нас (см. Ин. 13:34, 35; Рим.
5:5; 2 Кор. 5:14, 15). Вот что значит иметь
закон, вписанный в наши сердца (см. Евр.
8:10).
Из
Десяти Божьих Заповедей первые четыре
заповеди касаются наших отношений с
Богом; последние шесть - отношений с
нашими ближними. Поскольку агапэ "не
ищет своего" (1 Кор. 13:5), то как нам
повиноваться первым четырем заповедям,
учитывая бескорыстие Бога? Мы делаем
это, помня, что повиноваться мы можем
только верою. Выполняя первые четыре
заповеди, мы испытываем новое рождение,
а с этим опытом к нам приходит дар любви
агапэ, который даст силы соблюдать
последние шесть заповедей любви к
нашим ближним.
Новый
Завет мало говорит о нашем послушании
первым четырем заповедям, потому что
единственное, что Бог ожидает от нас в
смысле наших отношений с Ним, - это вера
(см. Ин. 6:28, 29; Евр. 11:6; 1 Ин. 3:23). Он хочет,
чтобы мы имели веру, движимую
признательностью сердца за Его высший
дар любви - Иисуса Христа (см. Гал. 5:6).
Поэтому единственный способ, который
приемлем для соблюдения четвертой
заповеди, заповеди о Субботе, есть вера
- мы верою входим в Божий покой. В этом
контексте Суббота становится печатью
праведности по вере.
Противостояние
Субботы и воскресенья
Реальная
проблема заключается не в
противостоянии соблюдения Субботы и
соблюдения воскресенья, как мы обычно
думаем. Многие искренние христиане,
соблюдающие воскресенье, имеют полный
покой во Христе и чувствуют себя
спасенными. Они соблюдают неправильный
день, руководствуясь правильными
причинами. В то же время многие
искренние христиане, чтущие Субботу,
делают это потому, что таким образом
они надеются спастись. Они соблюдают
правильный день, руководствуясь
неправильными причинами. Те и другие
нуждаются в исправлении, и, если мы
позволим Святому Духу, Он исправит нас
точно так же, как Он наставляет нас на
всякую истину (см. Ин. 16:13).
Когда
Евангелие Царствия будет проповедано
по всему миру во свидетельство всем
народам (см. Мф. 24:14), человечество
разделится только на два лагеря -
верующих и неверующих (см. 1 Ин. 5:19).
Каждый из людей, населяющих землю,
будет либо полностью покоиться во
Христе, либо полностью отвергать Его. В
конце времени все, вставшие под знамя
Христа, поклонятся Господину Субботы;
соблюдение ими Субботы будет внешним
знаком, или печатью праведности,
которую они уже получили по вере,
подобно тому как обрезание Авраама
было "печатью праведности чрез веру,
которую имел в необрезании" (Рим. 4:11).
Во
время конца все, сознательно
отвернувшиеся от Божьего свободного
дара спасения во Христе, поклонятся
дракону, который даст силу зверю (см.
Откр. 13:3, 4). Они возвысят установленный
человеком воскресный день покоя в
противовес Божьему дню покоя.
Следовательно, в окончательной борьбе
будут противостоять друг другу не две
группы христиан или два дня покоя, а два
противоположных метода спасения.
Конфликт произойдет между седьмым днем
- Субботой, обозначающей спасение
только верою, и воскресеньем,
обозначающим спасение усилием
человека.
Во
всем Писании спасение верою
противопоставляется спасению делами.
Спасение по благодати - это средоточие
библейской вести. Оно становится нашим
достоянием только через веру (см. Авв.
2:4; Рим. 3:28; Гал. 2:16; Еф. 2:8, 9; Евр. 10:38, 39;
11:1-40). Центром всякой ложной религии
является спасение делами. В древние
времена воскресенье стало не только
днем физического и душевного покоя для
человека, но прежде всего оно
символизировало день духовного покоя и
богопоклонения, основанного на
языческом веровании в то, что главным
божеством является солнце. Это
верование преобладало в Римской
империи во дни Христа. Следовательно, в
самом своем основании воскресный покой
- это языческое установление,
символизирующее самоправедность в
противовес Божьей Субботе, знаку
праведности по вере. Эти две
противоположные концепции спасения
были непримиримы со времени
грехопадения и останутся
непримиримыми до конца.
Когда
истинное Евангелие праведности по вере
будет полностью открыто и проповедано
во свидетельство по всему миру, каждому
человеку предстоит сделать выбор - за
или против Христа (см. Втор. 30:19, 20; Ис.
Нав. 24:13- 15; Рим. 9:30-33; Флп. 3:3-9). В это время
Суббота станет Божьей печатью,
представляющей праведность по вере.
Напротив, соблюдение воскресенья будет
символизировать печать зверя, означая
отвержение человечеством Божьей
спасающей благодати во Христе (см. Откр.
14:10, 11). Когда будут изданы законы,
официально устанавливающие
воскресенье днем богопоклонения, это
будет означать, что мир сознательно и
бесповоротно отверг исполненный любви
Божий призыв спасения через Его Сына.
Это
и есть "мерзость запустения", о
которой говорил Христос (Мф. 24:15).
Следовательно, те, кто будет упорно
отстаивать необходимость чтить
воскресенье, сознательно
сопротивляясь Божьей Субботе, испытают
на себе язвы. Божий гнев, не смешанный с
милостью (см. Откр. 14:9-11). Напротив, все,
преданно соблюдающие седьмой день -
субботу, проявят непоколебимую веру в
Бога. Они переживут великое время
скорби и омоют свои одежды Кровью Агнца
(см. Откр. 7:14).
Поскольку
еще очень многие христиане смущены
вопросами спасения, истинный характер
противостояния между Божьей Субботой и
человеческим воскресеньем им также не
понятен. Но когда два противоположных
метода спасения обозначатся
достаточно четко, тогда подлинное
значение Субботы будет тоже ясно видно.
В это время соблюдение Субботы станет
испытанием веры.
Да
даст Бог каждому из нас благодать и
мужество, чтобы стоять за истину! "Свидетельствующий
сие говорит: ей, гряду скоро! аминь. Ей,
гряди, Господи Иисусе! Благодать
Господа нашего Иисуса Христа со всеми
вами" (Откр. 22:20, 21).
Ключевые
мысли восемнадцатой главы
1.
Суббота - не только день покоя для тела
и ума. Это не только день для поклонения
Богу. Суббота имеет искупительное
значение, определенную связь с
Евангелием.
2.
Бог отделил Субботу как день покоя в
ознаменование Своего совершенного и
законченного дела творения (см. Быт. 1:31;
2:1-3; Евр. 4:4). Бог отдыхал, завершив Свою
работу. С другой стороны, Адам и Ева
провели первый день своей жизни,
покоясь в Божью Субботу. Только потом
они принялись за дела.
3.
Подобно творению, спасение начинается
с покоя в совершенном, законченном деле
Христа, а не с дел.
4.
Подобно тому как Христос завершил
творение в конце шестого дня и покоился
в седьмой. Он окончил искупление на
кресте в шестой день и покоился в гробу
в седьмой.
5.
Когда грех вошел в наш мир, он уничтожил
первоначальное Божье значение
субботнего покоя. Человечество
восстало против Бога и сделало центром
жизни свое "я". Оно ввело
собственный день покоя - воскресенье.
Но эта замена не могла указывать на
законченное, совершенное дело Христа -
ни на творение, ни на искупление.
6.
Окончательная битва в великом
противостоянии произойдет между
спасением по вере (символом которого
является Божья Суббота) и спасением
делами (символом которого является
воскресенье, установленное людьми).
7.
Все, кто верой принимает Евангелие,
однажды снова войдут в Божий
спасительный покой, знаком которого
является Суббота (см. Евр. 4:2, 3; Исх. 31:13;
Иез. 20:12; Ис. 58:13, 14).
8.
Всякий, соблюдающий Субботу ради
спасения, искажает саму суть
субботнего покоя. Если соблюдение
Субботы для нас есть средство спасения,
мы не входим в Божий покой. В этом
случае мы не указываем на законченное
совершенное дело. Мы представляем
Субботу средством спасения делами, то
есть бременем.
9.
В окончательной борьбе будут
противостоять не две группы христиан и
не два дня покоя, а два противоположных
метода спасения. Конфликт произойдет
между седьмым днем - Субботой,
обозначающей спасение только верою, и
воскресеньем, обозначающим спасение
человеческим усилием.
10.
Когда два противоположных метода
спасения обозначатся достаточно четко,
тогда подлинное значение Субботы тоже
проявится ясно. В это время соблюдение
Субботы станет испытанием веры.
|