Новейшие Библейские Археологические Открытия

На заглавную страницу На уровень выше

Потрясение адвентизма

Джеффри Дж. Пэкстон

      Оригинал статьи на английском языке находится здесь: http://present.presenttruthmag.com/7dayadventist/shaking/7.html

(Данная статья написана последователем так называемого "Нового богословия", которое отличается от традиционного исторического богословия церкви АСД, поэтому некоторые представленные здесь утверждения спорны. Особенно это касается выводов и обобщений. Но с точки зрения истории церкви, это довольно интересная статья, поэтому мы приводим её здесь. Примечание добавлено автором вэбсайта).

Вперёд и назад: 1970-е гг.

1970-е гг. были периодом, когда в адвентизме впервые поляризуются два течения мысли. Одно течение доводит христологические находки 1950-х гг. и сотериологические находки 1960-х гг. до логического конца. Другое течение отказывается от этих находок в пользу адвентизма до 1950-х гг. Это разделение подводит адвентизм к порогу беспрецедентных потрясений. Задача данной статьи состоит в том, чтобы проследить ход развития этих поразительных событий.

Бринсмид капитулирует перед Хеппенстоллом и Фордом

В начале 1970 г., Роберт Бринсмид со своими коллегами глубоко занялись изучением вопросов, связанных с протестантской Реформацией и следствиями, вытекающими из богословия апостола Павла. Изучая реформационное и католическое богословие, Бринсмид пришёл к обновлённому пониманию вопросов, обсуждавшихся в XVI веке, а именно - значения и следствий оправдания одной верой.

Вновь открытое им реформационное Евангелие произвело в мышлении Бринсмида революцию. (1) Он впервые понял действительное значение оправдания одной верой – его первостепенного значения, центрального положения и вседостаточности. Ему стало ясно, что имел в виду Лютер, называя оправдание вопросом, из-за которого церковь стоит или падает.

Для Бринсмида и его коллег это означало, что в то время как в прошлом Реформация всегда рассматривалась с чёткой адвентистской точки зрения, теперь адвентистскую точку зрения надо было рассмотреть в свете Реформации. Бринсмид пришёл к убеждению, что всё, строящееся на Реформации, должно строиться на Реформации, а не вместо Реформации. Что адвентизм ни открывал бы миру, это не должно противоречить центральному пункту реформационного богословия – Евангелия оправдания одной верой.

В богословском отношении открытие Бринсмида означало следующее:

1. Бринсмиду пришлось принять позицию Хеппенстолла, Форда и других по вопросу о совершенстве. Хотя он придерживался умеренного учения о совершенстве (т.е. совершенства на суде, но не раньше), теперь Бринсмид осознал, что даже такое умеренное учение о совершенстве и оправдание одной верой не могут счастливо уживаться в одном доме. Нибур сформулировал для него этот вопрос: праведность для реформаторов была вероправедностью, и они видели свою подлинную природу и судьбу с позициии этой праведности, а не какой-либо  осязаемой, эмпирической праведности в ходе истории. Хеппенстолл и Форд настаивали на том, что пока Христос не вернётся, совершенства быть не может.

2. Пользуясь реформационным Евангелием как каноном, Бринсмид и его коллеги пришли к выводу, что традиционное адвентистское отношение к "праведности по вере" соответствовало католическому, а не реформационному богословию. Как мы уже имели много возможностей заметить, традиционный адвентизм видел оправдание как первоначальное прощение грехов прошлого, в то время как возрождение и освящение рассматривались как условия, позволяющие человеку устоять на грядущем суде. Считалось, что праведность по вере охватывают и оправдание, и освящение. Бринсмид пришёл к убеждению – через Лютера и Кальвина (и Хемница), – что праведность по вере – это только оправдание. Он увидел, что продолжать придерживаться образов мышления, традиционно принятых в адвентизме значило смешивать закон и Евангелие, зависеть в конечном итоге от развития характера и внутреннего обновления, а не от чужой праведности, обеспечивающей наше принятие Богом, и быть вынужденным утверждать необходимость совершенства в этой жизни. Он пришёл к выводу, что традиционный адвентистский смысл "праведности по вере" ведёт к концентрации внимания на своей святости – ужасному зацикливанию на себе.

3. Оправдание одной верой в чужую, Христову праведность поставило под вопрос традиционную адвентистскую эсхатологию, которой придерживался Бринсмид. В своём богословии 1960-х гг. он стремился удержать под одной крышей первородный грех и учение о совершенстве на суде. Теперь Евангелие Павла и реформаторов сделало ясным то, что его учение о совершенстве на суде было попыткой разобраться с первородным грехом  так, что это равнялось соревнованию с активным и пассивным послушанием Богочеловека-Заместителя. Учение о совершенстве на суде Бринсмида было экстренной мерой для того, чтобы справиться с проблемой первородного греха. Но евангелие реформаторов научило его тому, что оправдание верой в достоинства Христа было единственным действенным методом решения этой проблемы (2). В то время, как в традиционном адвентизме первоначальная, простая природа оправдания была уступкой окончательному принятию людей Богом на основании их внутреннего обновления, окончательное обновление по Бринсмиду было уступкой оправданию, но оно всё же также лишало его силы (3). По его мнению, всё это "должно было уйти". Он увидел оправдание как чисто эсхатологическое. Это был окончательный вердикт Бога в день суда, принимаемый здесь и сейчас верой.

Для Бринсмида, этот эсхатологический взгляд на оправдание означал, что оно никогда не может быть подчинено освящению, что было противоположно большей части традиционного адвентистского богословия. В то время как верующий стоит на оправдании, оправдание, всё же является целью, к которой он постоянно движется. Подобно псалмопевцу, верующий человек может ожидать не столько суда над ним со стороны Судьи, но суда для него. Суд – это оправдание – оправдание, которое верующий уже имеет по вере.

4. Бринсмид свидетельствует,  что его открытие обратило его и его коллег от себя самих к другим. С приходом евангелия от Павла и реформаторов сектантское мышление начало слабеть. Бринсмид стал искать к общению с народом Божиим везде, где его можно найти. К тому же, он с товарищами пришёл к своим братьям-адвентистам, отношения с которыми у них ранее охладели, чтобы признать свои ошибки и искать примирения (4).

Нового мировоззрение Бринсмида было прежде всего выражено в публикуемом им журнале Преподносить истину. Основной целью журнала было напомнить протестантам об их реформационном наследии и о том, как далеко они от него отошли.

Капитуляция Бринсмида: более опасная угроза

Читатель, конечно же, заметит иронию в этом подзаголовке. В эпоху конфликта 1960-х гг. руководители церкви в поисках ответа на учения Бринсмида обратились к Хеппенстоллу и Форду. Таким образом, когда он капитулировал перед позицией Хеппенстолла и Форда, естественно, можно было ожидать, что руководство будет довольно. Однако, события обернулись совершенно невероятным образом: на Бринсмида стали смотреть как на самую большую опасность за всю историю!

Вообще, мнения о журнале Преподносить истину в адвентизме различались. Доктор Дезмонд Форд из Эйвондейла и отставной президент австралийского дивизиона Л.С. Нейден сочли, что новый шаг Бринсмида сделан в правильном богословском направлении. В некоторых отношениях это была защита позиции Форда и Нейдена по вопросу о совершенстве. Однако, тревогу по поводу "одностороннего" взгляда Бринсмида на оправдание по вере забили в церковной штаб-квартире в Вашингтоне, где Кеннет Вуд и Герберт Дуглас, редакторы "Обозрения и вестника", стали подчёркивать такие вещи, как благочестие победоносной жизни, развитие людей без видимого греха в последнем поколении, пример безгрешной жизни Христа и греховную человеческую природу Христа. Ведущие богословы в австралийском дивизионе церкви встревожились о том ударении, которое "Обозрение и вестник" стал делать на совершенстве и об отходе от христологических находок "Вопросов учения" в 1950-х гг. А в Северной Америке, доктор Хеппенстолл, как и некоторые ведущие богословы в Универстите Эндрюс, также были недовольны акцентом, делаемом в "Обозрении и вестнике" на совершенстве и преподносимом там учении о греховной человеческой природе Христа.

Поляризация становится очевидной

Если и были какие-либо сомнения о том, занимали ли руководители церкви позицию, противоположную новому содержанию проповеди Бринсмида, то такие сомнения были рассеяны в 1974 г., когда появился специальный выпуск "Обозрения и вестника" на тему "Праведность по вере" (5). Он был диаметрально противоположен учению Бринсмида. Этот специальный выпуск определял праведность по вере как ... более, чем учение, это – преднамеренное отношение. И если мы повернёмся спиной ко греху и позволим Христу жить в нас, не важно, как мы будем называть этот процесс (6).

Представляется, что журнал "Преподносить истину" подвергался критике за то, что был "интеллектуален" в своём подходе к евангелию, поскольку много говорил о "доктрине" праведности по вере.

В том же самом специальном выпуске Дон Нойфельд описывает праведность по вере как "опыт" (7), а "нет осуждения" в Рим.8 интерпретируется так же, как на Трайдентском соборе (8). Мервин К. Максвелл однозначно говорит: "Праведность по вере – это больше, чем прощение грехов; это также победа над грехом" (9). Можно привести и другие цитаты для того, чтобы показать, что "Обозрения и вестник" настаивает на традиционном адвентистском понимании праведности по вере, как включающих в себя и оправдание, и освящение (10). Если смотреть на это с академической точки зрения, не будет преувеличением сказать, что этот специальный  выпуск больше всего подчёркивает освящение и развитие характера, и делает эгоцентричный (сконцентрированный на верующем) акцент (11).

Герберт Дуглас в 1970-х гг. оказался тем человеком, который стремился сделать учение о совершенстве в версии Андреасена-Брэнсона господствующим в адвентистском мышлении. В специальном выпуске "Обозрения и вестника" он предлагает рассказать своим читателям, "Почему Бог желает, но всё же ожидает". Ответ таков: "Бог ожидает народа, который докажет, что сделанное Иисусом... может быть сделано также и его последователями" (12). "Такого народа", говорит Дуглас, "Бог и ожидает" (13). Это учение о совершенстве здесь и сейчас начала (и конца) 1960-х гг., и оно характеризует выраженную в "Обозрении и вестнике" позицию церкви в 1970-х гг.

Через несколько недель после распространения специального выпуска "Обозрения и вестника" в Австралии, Бринсмид выпустил брошюру, озаглавленную "Сообщение моим друзьям-адвентистам" (14). Не упоминая "Обозрения и вестника", он поставил под вопрос положение о том, что Павел включал освящение в понятие оправдания верой. Бринсмид заявил, что праведность по вере – это не что-либо делаемое или чувствуемое нами и никогда не является присущим нам качеством. Праведность в "праведности по вере" есть дело и смерть Христа, которые становятся нашими по вере в милостивое решение Бога. Бринсмид провозгласил, что эта позиция верно отражает мнение реформаторов XVI века и всех тех протестантов, которые поддерживали их на протяжении 400 лет. Назвать освящение "праведностью по вере", значит стать на сторону Трайдентского собора в его споре с протестантской Реформацией.

Если специальный выпуск "Обозрения и вестника" выражает позицию руководителей церкви, а  последующие события показывают, что это так, то можно сказать, что двусмысленность позиции руководства в 1960-х гг. исчезла. Руководители, которые когда-то одновременно поддерживали и учение о совершенстве здесь и сейчас, и противоположное ему мнение (вслед за Хеппенстоллом и Фордом), теперь защищают только учение о совершенстве здесь и сейчас. Это ставит перед учёным-исследователем определённые вопросы. Что означало принятие руководством учения Хеппенстолла и Форда в 1960-х гг.? Почему эта позиция теперь не в чести? Ещё один вопрос возникает в связи с тем, что церковные руководители теперь защищают учение о совершенстве последнего поколения, которое защищал Бринсмид в 1960-х гг., а Бринсмид теперь защищает противоположное мнение, которое руководители защищали в 1960-х гг. Что подтолкнуло руководство к принятию позиции Бринсмида? Пытаясь ответить на эти вопросы, мы можем выйти за рамки непосредственно стоящей перед нами задачи. Мы просто высказываем свои наблюдения этих интересных колебаний.

1970-е гг. были временем, когда в адвентистской церкви существовало два различных богословия. В той или иной степени богословие Бринсмида всегда имело свой голос в адвентизме, особенно в 1960-х гг. Но в 1970-х гг., посредством более точного определения "праведности по вере" и учения о совершенстве, оно было очищено от тех искажающих элементов, которыми оно было обременено. То же произошло и с богословием руководства адвентистов седьмого дня. Богословие, преподнесённое в "Обозрении и вестнике" всегда присутствовало в адвентизме. Но всё же в 1970-х гг. оно становится очищенным от тех элементов, (например мнений, противоположных учению о совершенстве), которые вели к задержке его окончательной формулировки.

Далее, эти два богословия никогда не стояли в таком отношении друг ко другу, как в настоящее время. Каждое из них теперь очищено от тех элементов, которые логически принадлежали к другому и каждое стремится убедить членов церкви в своей правоте. Таким образом, это десятилетие является временем беспрецедентной поляризации.

В начале этой главы мы упомянули, что каждая из этих богословских систем находится в совершенно ином отношении к предшествующим двум десятилетиям. Богословие Бринсмида, в рамках и за рамками церкви адвентистов седьмого дня - это богословие, которое логически соответствует обеим христологическим находкам 1950-х гг. и сотериологическим находкам 1960-х гг. С другой стороны, богословию специального выпуска "Обозрения и вестника" (и последующая формулировка) приходится обходить двадцать лет богословского развития в адвентистской церкви. Ему приходится отметать и христологические находки 1950-х гг., и сотериологические находки 1960-х гг. Таким образом, как мы увидим позднее, доктор Герберт Дуглас стремится показать, что книга "Вопросы учения" – это, как её назвал M.Л. Андреасен, "ересь, достойная осуждения". И редакторы "Обозрения и вестника" также ясно заявляют о своём отрицании первородного греха и о своём несогласии с мнениями, противоположными учению о совершенстве, которые завоёвывают всё больше сторонников.

"Братание" Форда и Бринсмида (15)

В 1975 г., Дезмонд Форд выпустил в свет работу под названием "Сотериологические следствия человеческой природы Христа" (16). Она включала в себя дополнение из ответов на вопросы, составленное доктором Фордом. Связь этого манускрипта с богословским факультетом Эйвондейлского колледжа была очевидной.

В этой работе освещались три очень спорных проблемы.

1) В ней рассматривался вопрос безгрешности человеческой природы Христа и ясно опровергалось учение о греховности человеческой природы Христа.

2) В ней шла речь о значении праведности по вере, причём чётко заявлялось, что праведность по вере – это только оправдание.

3) Манускрипт поднимал вопрос об учении о совершенстве и опровергал представление о совершенстве в этой жизни.

Эта работа вызвала горячий отклик со стороны некоторых влиятельных мирян и отставных церковных работников в Австралии. Руководители церкви в Северной Америке и Австралии, пытаясь решить этот вопрос, договорились о конференции администраторов и богословов. Эта конференция состоялась в Палмдейле, штат Калифорния, 23-30 апреля 1976 г.

Однако, перед Палмдейлской конференцией большая группа руководителей церкви в Австралии встретилась в Эйвондейле 3-4 февраля 1976 г., чтобы заслушать обвинения, выдвинутые против доктора Форда группой под руководством Дж. У. Кента. Главное обвинение касалось понимания Фордом праведности по вере. Доктор Форд подвергся такой атаке в работе Ф.А. Бэшема:

"Многие находят невозможным найти различие между учением, содержащимся в работах Дезмонда Форда и Роберта Бринсмида. Факультет богословия и Бринсмид полностью согласны в том, что они утверждают как истину и что они отвергают как заблуждение. В публикации Богословского Факультета утверждается, что те, кто включают работу Святого Духа в значение выражения "праведность, которая от веры" преподносят "неверное евангелие". Бринсмид называет это "открытым католичеством". В обеих работах выражается враждебное отношение к позиции деноминации" (17).

Пастор Бэшем ясно видел сложившуюся ситуацию, когда говорил:

"Таким образом, у нас есть явное разделение между тем, чему учит в Эйвондейле доктор Форд, и тем, чему учат наши американские братья" (18).

Мало можно сомневаться в том, что данная Бэшемом оценка богословской ситуации правильна. Форд придерживается совсем иного богословия, чем "Обозрение и вестник". Бэшем далее писал:

"Существующее сейчас положение в церкви можно описать просто. Если позиция, которой придерживается Дезмонд Форд, разосланная "Факультетом богословия" в Эйвондейле верна, то историческая позиция адвентистской церкви неверна. Эти две точки зрения примирить невозможно" (19).

Пастор Бэшем вник в самую суть той критической ситуации, перед которой стоит сегодня церковь адвентистов седьмого дня. Конечно, значение слов "верна" и "неверна", употреблённых Бэшемом, надо уточнить, исходя из знания целей и намерений этого движения. Не будем забывать, что целью адвентизма, как это всегда утверждается, является продолжение дела Реформации с беспрецедентной силой и ясностью.

Связывая Форда и Бринсмида, Бэшем подразумевает, что Форд стал приверженцем богословия Бринсмида (20). Но факты, полученные при нашем исследовании событий 1950-х и 1960-х гг., не поддерживают этого вывода. Как уже было показано, Форд учил фундаментальным аспектам этого богословия с (очевидного) одобрения руководителей церкви в 1960-е гг. В самом деле, руководство церкви само учило этим богословским взглядам. Далее, христологические мнения Форда основаны на христологических изысканиях 1950-х гг. Довольно широко распространённое представление (которое выражает Бэшем) о том, что Форд в 1970-х гг. отступил от адвентизма, последовав за богословием Бринсмида, нельзя подкрепить фактами. Самое большое, что можно сказать, это то, что повторное открытие Бринсмидом евангелия Реформации и его выражение в журнале "Преподносить истину" дало взглядам Форда остроту, которой у них до того не было. Следовательно, когда Бэшем говорит: "Такому отступлению [т.е. богословию Форда] от веры, однажды преданной святым... надо оказать непреодолимое сопротивление" (21), он не вполне справедлив по отношению к позиции Эйвондейлского профессора. По крайней мере, в некоторых основных частях учение Форда было передано святым руководством церкви в книге "Вопросы учения" и в антибринсмидовской позиции 1960-х гг.

На Палмдейлской конференции мнения по вопросам о значении праведности по вере и о человеческой природе Христа разделились (22). Всё же, когда доктор Форд вернулся в Австралию, он был убеждён, что конференция согласилась с тем, что праведность по вере, в том смысле, как это выражение употребляется в Библии, означает только оправдание. Однако, некоторые североамериканские делегаты вернулись к себе домой, будучи в равной степени убеждены, что Палмдейл поддержал традиционную адвентистскую позицию по вопросу о значении праведности по вере (23).

Некоторое время после Палмдейла не было ясно, в какой степени представители от "Обозрения и вестника" поддержали позицию доктора Форда, гласящую, что праведность по вере равняется только оправданию. Но Форд был уверен, что это была главная уступка, сделанная в Палмдейле, и он говорил, что это было "впервые" в истории адвентистов седьмого дня (24).

Вслед за этим последовала полемика в Австралии, хотя многие члены церкви не знали о тех спорах, которые стояли за ней. Этот конфликт и поляризация мнений рассматривались с очень различных точек зрения. Как заметил "Objective Digest Report" Рея Мартина (1976):

"Некоторые считают его [учение Форда] разрушением всего, за что выступал адвентизм и крайним отступничеством, в то время как другие усматривают в нём начало той истины, которая осветит землю славой Божией, и полагают, что адвентизм, наконец-то, достиг совершеннолетия".

С течением времени стало очевидным то, что некоторые влиятельные руководители "Обозрения и вестника" не приняли позицию Форда касательно определения праведности по вере. И редактор "Обозрения и вестника" Кеннет Х. Вуд и президент Генеральной Конференции Роберт Х. Пирсон, ясно выразили свою позицию. Вуд цитирует "Энциклопедию адвентистов седьмого дня", в которой сказано, что праведность по вере включает в себя и оправдание, и освящение (25), а затем говорит: "Решение, принятое в Палмдейле совпадает с этим взглядом" (26). Он продолжает:

"Мы думаем, что будет справедливым сказать..., что те, кто считает освящение частью "праведности по вере", как кажется, придают больше значения святости жизни, чем те, кто исключают её из этого понятия; к тому же, они, как кажется, придают больше значения человеческому участию в совместной с Богом реализации плана спасения. Причиной того может быть то, что они считают евангелие благой вестью не просто о возможности иметь новое положение перед Богом, которую раскаявшиеся души получают через Христа, но о том, что через Него грешники могут быть преображены" (27).

В последующих статьях о Палмдейлском постановлении (28) Вуд объясняет своё понимание евангелия. Он пишет:

"Мы думаем, важно понимать, что евангелие (благая весть) это не просто провозглашение того, что Христос сделал в прошлом для спасения погибшего мира, это провозглашение того, что Христос желает сделать и способен сделать в настоящем. Это не просто провозглашение Вифлеема и Голгофы, это провозглашение живого Спасителя, Спасителя, который может спать всегда (Евр. 7:25), Спасителя, который может спасать не просто от наказания за грех, но от власти греха (Титу 2:11-14), Спасителя, который не только прощает, но очищает от греха (1 Ин. 1:9), Спасителя, который способен удержать нас от того, чтобы мы поддавались искушениям (Иуды 24), Спасителя, который совершает от нашего имени служение во святилище  (Евр. 8:1, 2)" (29).

Президент Генеральной Конференции Роберт Х. Пирсон, вносит свой авторитетный вклад в полемику в статье под названием "Что такое праведность по вере?" (30). Пирсон, вслед за Вудом, ссылается на адвентистскую "Энциклопедию", а затем говорит:

Из этих слов ясно, что церковь адвентистов седьмого дня принимает две стадии или шага в переживании праведности по вере. Первый – это "мгновенный опыт", известный как оправдание, ... [которое есть] вменённая праведность Иисуса... и проистекающие из неё мир и радость во Христе... Вторая стадия – это "опыт жизни по Христу, длящийся всю жизнь"..." (31).

После Палмдейла стали ясными по крайней мере две вещи:

1) Палмдейлское решение ничего не решило. Несмотря на его преамбулу, в которой признаётся, что адвентизм в течение многих лет не имел ясного мнения по вопросу о праведности по вере, само это решение скорее закрепляет, чем исправляет это положение.

2) Стал очевиден вклад Бринсмида в богословие Форда.

Как мы уже заметили, представление, будто Форд стал последователем Бринсмида, слишком широко для того, чтобы найти факты в его поддержку. Можно было бы с таким же успехом сказать, что Бринсмид стал последователем Форда. После Палмдейла, однако, стало ясно, как именно Бринсмид повлиял на Форда. Бринсмид, через журнал "Преподносить истину", вынудил Форда чётче сформулировать его определение праведности по вере по образцу его библейско-реформационного понимания как только оправдания. Бринсмид научил Форда рассматривать адвентистское понятие о праведности по вере в свете Реформации, а не реформационную позицию в свете её адвентистского понимания. Для Форда это означало, что он не только пришёл к тому, чтобы рассматривать праведность по вере как только оправдание, но и увидел решающее значение праведности по вере для жизни и учения (32). Все его взгляды были в результате встречи с журналом "Преподносить истину" скорее отточены, чем изменены в своей основе.

Палмдейл добавил топлива в огонь идущей в адвентизме полемики о библейско-реформационном значении праведности по вере. Многие из тех, кто ранее не знал о разделении, теперь присоединились к той или иной партии в зависимости от своих убеждений.

Эта полемика достигла нового уровня напряжения в публикации "Уроков Субботней школы" за апрель-май-июнь 1977 г. под заголовком "Иисус, образец человека" (33). Если у каких-либо адвентистов и были сомнения насчёт отношения американского руководства в 1970-х гг. к "Вопросам доктрины" и сотериологическим находкам 1960-х гг., выпуск "Уроков" за этот квартал развеял эти сомнения раз и навсегда.

В этом выпуске "Уроков" Герберт Дуглас предлагает идею о том, что Вторая ипостась Божества лишил себя своих божественных сил и прерогатив (34). "Наш Образец – это не просто пример, который манит нас к себе, но никогда не может быть достигнут" (35). Иисус был в полной мере человеком и обладал греховной природой, общей всем людям. Следовательно, Иисус может быть нашим Примером, и евангелие (благая весть) состоит в том, что Он доказал, что мы можем преодолеть грех и жить точно так же (безгрешно), как и Он" (36).

Выпуск "Уроков" за этот квартал не произвёл в адвентистских кругах никакого беспокойства. М.Г. Тауненд (директор субботних школ по австралазийскому дивизиону) направил письмо президенту Пирсону и получил, среди прочего, такую информацию: "Я [Пирсон] в течение последних дней лично прочитал уроки и получил благословение через предложенные там мысли" (37).

Как повелось, выпуск "Уроков" был перед окончательным набором направлен для внимательного чтения учёным и богословам. Ведущие богословы австралазийского дивизиона высказали глубокие опасения и стремились приостановить публикацию. Однако, президент Генеральной Конференции сообщил австралийским руководителям, что отзыв материала именно на этой стадии только ещё более ухудшит положение.

Выпуск "Уроков" был в итоге разослан по адвентистским церквам всего мира и вызвал возражения со стороны некоторых служителей, богословов и мирян. Типичным является открытое письмо Виктора П. Клузита "К моим товарищам по служению" (38) и записанный на магнитофон разбор "Уроков" доктором Ричардом Нейсом, который говорит о том, что опасается ереси (39). Клузит призывает руководителей к покаянию, а доктор Нейс подозревает, что некоторые взгляды Дугласа на Христа "граничат с богохульством". Один австралийский пастор, Макс Хэттон, называет "Уроки" за этот квартал "не истинно протестантскими" и сожалеет о выраженном в них неглубоком понимании греха (40).

Многие рядовые члены церкви, очевидно, находятся в смущении, а среди адвентистских служителей и богословов имеется серьёзное разделение по вопросу о самой природе и значению евангелия. Существует также неразбериха по поводу того, как соотносятся между собой большая часть наставлений 1970-х гг. (41) и пользующиеся уважением труды, изданные в первые десятилетия современного адвентизма, такие как "Вопросы учения".

Разрушение синтеза

До 1970 г., адвентистский взгляд на евангелие был синтезом протестантских и католических элементов. Этот синтез обязывал всех адвентистских богословов к определённой формулировке евангелия. Синтеза должны были придерживаться даже те богословы, которые стояли ближе к реформационной позиции (например Хеппенстолл, Форд и Ла-Ронделл).

Когда оправдание и освящение синтезируются (как на Трайдентском соборе), освящение неизбежно поглощает оправдание. Следовательно, до 1970-х гг., а для тех, кто настаивает на синтезе – и после 1970, освящение получает большее значение, чем оправдание.

Этот синтез оправдания по вере и освящения был слабым местом в богословской "атаке" Хеппенстолла, Форда и Ла-Ронделла против Бринсмида в 1960-х гг. (42). Хотя эти богословы резко выступали против учения Бринсмида с позиции отрицания учения о совершенстве, тот факт, что они по-прежнему синтезировали оправдание и освящение в своём понимании праведности по вере, портил их позицию. Это особенно видно, если задуматься о том, что Бринсмид мог обратиться к адвентистской традиции за поддержкой своего учения о совершенстве. До тех пор, пока он включал в суть евангелия освящение верующего и затем размышлял о том акценте, который делался на этом в истории адвентизма, он не мог отойти от своей веры в совершенство в этой жизни.

Это наблюдение подкрепляется событиями 1970-х гг. Форд, кажется, усвоил урок 1960-х гг. и выступил с чётким разграничением между праведностью по вере и освящением (43). Однако, Хеппенстоллу и Ла-Ронделлу ещё надо разъяснить, что они тоже разрушили синтез (44). Таким образом, нет ничего удивительного в том, что в их аргументах против учения о совершенстве нет той подъёмной силы, которая необходима, чтобы сдвинуть своих братьев-адвентистов с мнения о том, что будет такое последнее поколение, которое, по своей безгрешности, не будет иметь нужды в Посреднике (45).

Новым элементом в адвентистском подходе к евангелию в 1970-х гг. является крушение синтеза праведности по вере и освящения в понимании праведности по вере. Впервые в адвентистском учении произошёл этот разрыв. (46) Там, где он случился, имеется откровенный возврат к евангелию Реформации.

С 1970 г. Бринсмид никогда не переставал подчёркивать вседостаточность оправдания и наносить удары по всему, что каким бы то ни было образом принижает этот пункт христианской веры. (47) И для Бринсмида, и для Форда центральное место, принадлежащее оправданию, лежит в сердце евангелия Павла и реформаторов. И всё же при всём том разрушении синтеза праведности по вере и освящения, которое произвели Бринсмид и Форд, другие определённо предпринимают сейчас попытки сохранить его.

Адвентизм сегодня

Теперь наша задача состоит в том, чтобы исследовать место реформационного евангелия в адвентизме в той точке, до которой дошло развитие этого движения в последнее время. Мы видели, что до 1950 г. адвентистское богословие евангелия склонялось к низведению оправдания до статуса "просто". Оправдание рассматривалось только в отношении к грехам прошлого. А что об этом говорят в адвентизме сегодня?

Президент Генеральной Конференции адвентистов седьмого дня, старейшина Роберт Х. Пирстон, с одобрением цитирует "Знамения времени" от 1874 г, где сказано: "Мы зависим от Христа, во-первых, в деле оправдания за наши прошлые прегрешения, а во-вторых, в получении благодати, посредством которой мы можем оказывать благоугодное послушание Его святому закону в будущем". (48)

Тенденция подчинять оправдание освящению получает сильнейшее выражение в специальном выпуске "Обозрения и вестника" о "Праведности по вере", который, как мы уже упоминали, был издан теми, кто хотел нечто противопоставить новому амплуа Бринсмида 1970-х гг. (49)

Кроме того, в работе "Почему вы теряете то, чем не пользуетесь" Дж. У. Мак-Фарланд и  Дж. Р. Спэнглер, противопоставляя оправдание и освящение, говорят следующее:

"Оправдание смывает чёрную картину прошлого,  освящение пишет светлую картину настоящего и будущего; оправдание очищает... грехи прошлой жизни, освящение содержит жизнь в чистоте... Освящение, как и оправдание, это Христово участие в моей жизни". (50)

Хотя эти слова, принижающие значение оправдания, принадлежат редактору "Обозрения и вестника", Кеннету Х. Вуду, (51) а также Джорджу Мак-Криди Прайсу (52), ни одно из этих высказываний не является столь ясным, как мнение Дона Холи, высказанное в его книге, "Сводя всё вместе". Холи говорит:

"Следовательно, оправдание – это возрастание во Христа; всё большее уподобление Ему посредством сообщения нам (и действенного принятия) Его праведности. С течением времени мы должны полагаться на вменённую нам праведность Христа и должны действительно получать всё больше и больше Его сообщённой нам праведности". (53)

Арнольд В. Валленкампф в статье, опубликованной в "Обозрении и вестнике" под названием "Спасены только благодатью" говорит, что "хранящая благодать" выше "прощающей благодати" и что мы должны достичь той точки, когда мы сможем жить без прощающей благодати! (54).

В нашей главе, рассказывающей о евангелии Реформации, мы видели, что такое строгое подчинение оправдания в интересах освящения чуждо мышлению реформаторов. (55) Профессор богословия из Эйвондейла, доктор Дезмонд Форд, об этом осведомлён. В те бумаги, которые он представил на Палмдейлской конференции, он включил приложение, чтобы указать на "атлантскую" природу оправдания. (56) Также и в "Сотериологических следствиях человеческой природы Христа", Форд ясно показывает, что оправдание – это основа святой жизни верующего и что глаза христиан должны быть сфокусированы на этом факте. (57)

В адвентизме до 1950 г. мы встречали понимание оправдания как творческого действия бога в жизни верующего. Хотя не будет ошибкой говорить об оправдании как о творческом действии Бога, мы показали, что это относится к верующему во Христе, а не к верующему в себе самом. (58) Та же тенденция, которая присутствовала в адвентизме до 1950 г., есть и в современном адвентизме: представление о том, что оправдание – это соделывание верующего онтологически праведным в себе самом.

Клиффорд и Стэндиш высказываются ясно. "Оправдание – это внутреннее действие, включающее в себя перемену в характере оправдываемого человека". (59) Для доктора Форда, однако, "Оправдание – это провозглашение праведным, а не соделывание праведным". (60)

Пастор Дж. У. Леман из Церкви Кэмпас Хилл в Лома-Линде, Калифорния, согласен с Трайдентским собором в своём понимании оправдания. В серии из четырёх записанных очерков по этой теме, "Что есть праведность?" (1975) он говорит, что праведность – это любовь, и верующий становится праведным, посредством того, что имеет любовь Христову, излитую в его сердце. (Такой акцент Лемана очень интересен, поскольку он резко нападает на пелагианство и полупелагианство). Далее, в своём обращении на субботнем служении в Кэмпас Хилл под названием "Другая половина прощения" (61) Пастор Леман ведёт речь о "некоторых недопониманиях и проблемах оправдания по вере". Он говорит: "До сих пор мы подчёркивали, что оправдание по вере состоит из двух частей – прощения за грех и соделывания праведным". (62) Вице-президент Генеральной Конференции Нил К. Уилсон, поддержал точку зрения Лемана в распространённой им брошюре, рекламирующей его выступления, записанные на плёнку. (63)

Католическое понимание оправдания наиболее ясно выражено в работе Эрвина Р. Гейна под названием "Есть ли сила в оправдании?" Он говорит: "Ни в  коем случае не являясь судебным актом Бога, оправдание включает в себя самое прямое и преображающее божественное вторжение в жизнь верующего-христианина…" (64) Праведность верующего – это праведность не его, говорит Гейн, потому что она приходит извне. (65) но будучи однажды сообщена человеку, она становится свойством верующего также, как и Христа. (66) Эта влитая в него праведность сразу же делает человека пригодным для небес. Гейн приравнивает это влитие праведности к новому рождению, о котором сказано в Ин. 3:5, и в поддержку своего мнения приводит Тита 3:5-6. Эта новая жизнь-праведность принадлежит верующему только пока он "позволяет Христу царствовать". (67) Гейн завершает свою статью заявлением, что Э. Дж. Ваггонер в знаменитом 1888 г. учил, что оправдание – это работа Духа в сердце верующего и что A. Г. Даниелс, который хотел возродить весть 1888 г., рассматривал оправдание как "жизненный опыт, в который надо войти". (68)

Такой подход к значению оправдания довольно широко распространён в современном адвентизме. (69) От этого подхода к значению оправдания только один маленький шаг до представления о том, что принятие нас Богом на последнем суде зависит от обновления характера. Если признать, что оправдание ставит нас в правильные отношения с Богом (во что адвентизм верил всегда), и что оправдание или включает "освящающую благодать", или является ею, то получается, что принятие нас Богом должно происходить на основании внутреннего обновления.

При подготовке этой книги автор провёл в 1976 г. в Соединённых Штатах обширное исследование среди студентов семинарии. Одиннадцать школ были опрошены с помощью анкеты со множественным выбором. Вопрос 6 звучал так:

Принятие меня Богом на последнем суде будет основано на

a) моём характере,

b) характере, который Христос выработал во мне,

c) прощении грехов.

66% студентов семинарии адвентистов седьмого дня при университете Эндрюс, которые заполнили эту анкету, дали ответ (b): "характере, который Христос выработал во мне".

Нетрудно понять этот ответ студентов семинарии адвентистов седьмого дня, когда редактор одной из ведущих церковных газет пишет следующее:

"Все мы предстанем пред последним судом, когда Бог, Ветхий Днями, сядет на престоле вершить вечную справедливость, и все когда-либо жившие на земле, должны будут явиться перед Ним.

Будем ли мы признаны виновными в тот ужасный день? Или мы встретимся с Судьёй праведным, будучи освобождёнными от наших грехов и имея чистую жизнь?...

К счастью есть надежда. Если вы попросите прощения за ваши грехи и помощи, Сам Иисус поможет вам. Он обещал: "Я помогу тебе" (Исайя 41:10, RSV). Павел находил предложение Христа более чем достаточным. Он радовался: "Всё могу в укрепляющем меня" (Фил. 4:13, RSV). Вам не надо продолжать жить жить старой греховной жизнью. Вы можете быть новым человеком во Христе, победителем всех злых склонностей, с прекрасным характером, подобным характеру прекрасного Иисуса.

И тогда вы можете предстать пред судом без страха. Слава Богу за Иисуса Христа!" (70)

Дж. Л. Таккер в книге "Это случилось ночью" говорит:

В описании характеристик спасённых, которых принимает Иисус при Своём втором пришествии, мы читаем: "Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божии и веру в Иисуса". (Откр. 14:12). И ... "Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни...» (Откр. 22:14). Для всех нас будет мудрым позволить Иисусу войти в наши сердца и жить в нас Его прекрасной жизнью. (71)

Весь контекст этого высказывания показывает, что Таккер имеет в виду, что спасение достигается субъективным процессом жизни Христа в человеке.

Если и есть расхождения между этими авторами, высказывающимися о принятии человека Богом на последнем суде, и такими авторами, как Герберт Дуглас и Мервин К. Максвелл, оно  состоит в том, что первые не доводят свои богословские рассуждения до конца, в то время как последние придерживаются своих взглядов со строгой логической последовательностью. Первые исповедуют учение о совершенстве скрыто, а последние исповедуют учение о совершенстве явно.

Если праведность по вере – это "благость Иисуса в нас" (Р. A. Андерсон), то отсюда действительно очень маленький шаг до представления о том, что праведность по вере – это совершенство. Последнее поколение, следовательно, это те, чей характер полностью соответствует безгрешному характеру Иисуса. Доктор Дуглас пишет, что адвентисты... продемонстрируют миру, что человеку нет нужды оставаться грешником, что можно достичь опыта безгрешной, праведной жизни той же верой, что была у Иисуса, то есть, праведностью по вере.

Адвентисты приглашают мир "придти и посмотреть".... (72)

Дуглас изъясняет уравнение праведности по вере с учением о совершенстве в "Уникальном вкладе адвентистской эсхатологии…" (73) Для помощника редактора "Обозрения и вестника" "... евангелие царствия – это благая весть о том, что Бог может изменить людей по Своему подобию, если они сделают Его Господином их жизни". (74) ... Драматическое, отчётливое  свидетельство жизни действительно будет доказательством – "благой вестью" – о том, что Иисус царствует в жизни людей. Таково живое евангелие, которое будет "проповедано по всему миру, во свидетельство всем народам; и тогда придёт конец". (75)

Для Дугласа, явление истинного характера Бога не было завершено раз и навсегда посредством дел и смерти Иисуса Христа. Иисус положил необходимое начало, но совершенная, безгрешная жизнь адвентистов последнего поколения "завершает явление истинного характера Бога и Его управления миром и навсегда разрешает вопросы Его справедливости и милости". (76) Бог ожидает того, что "Его церковь докажет.., что жизни веры, которой жил Он [Иисус], и характера, который Он явил, могут достичь все люди". (77)

Подход Дугласа к человеческой природе Христа надо понимать в контексте того эсхатологического видения. Если бы, как полагает Дуглас, "Иисус показал нам возможное" (78), было бы важным, чтобы и Иисус и верующий начинали с одинаковой исходной точки. Следовательно, нельзя сказать, что Иисус обладал безгрешной природой, ибо это ставило бы Его "за пределы нашей досягаемости".

Следовательно, Его нельзя считать Полярной Звездой – надёжным ориентиром, которого, однако, никогда нельзя достичь, или Сверхчеловеком, жизнь которого нельзя воспроизвести. Он – практический Образец, адекватный Пример для всех нас... (79)

Моррис Венден поддерживает точку зрения Дугласа. Венден пишет: "Разве вы не знали, что жизнь Иисуса на земле была совершенным явлением праведности по вере?" (80)

Публикация Клиффорда и Стэндиша, "Противоположные преставления о праведности по вере в церкви адвентистов седьмого дня: Австралазийский дивизион", написанная для противодействия богословию Форда и Бринсмида, не оставляет места для сомнения в том, какова их позиция по стоящему перед нами вопросу. Если верующий должен следовать примеру Иисуса, плотская природа искореняется при возрождении. (81) Вера в то, что она сохраняется до смерти, ослабила бы борьбу против греха. Понятие о вменении Христовой праведности вместо её внедрения рассматривается как кальвинистская отрава в похлёбке Форда. (82) Тех, кто говорят, будто плотская природа сохраняется, надо скорее не ругать, а жалеть. (83) Далее, нам говорят, что если в наших делах есть что-либо от себя, Христос не будет добавлять к ним Свои достоинства. (84)

Мы поставили учения о совершенстве Дугласа и то, что изложено в "Противоречивых представлениях" вместе, потому что нам представляется, (из переписки в исследовательском материале автора), что "Противоречивые представления" приняты руководством адвентистской церкви, издающем "Обозрение и вестник". (85) Это учение Дугласа и "Противоречивых представлений" является беспрецедентно высоким уровнем учения о совершенстве в адвентизме. В своей работе "Только верой" Норвал Пиз делает вывод, что учение о совершенстве является в адвентизме явлением исключительным. (86) Но мы не можем согласиться с этим суждением. Не можем мы также и поставить этот новый вид учения о совершенстве рядом с тем, что выражено Андреасеном и Брэнсоном. Это учение о совершенстве беспрецедентной силы. Никогда ранее в истории адвентизма оно не  было так акцентировано и так явно выражено. Довольно естественно, что соответственный мотив "греховной человеческой природы Христа" и отрицание первородного греха также получают неограниченное выражение в большой части "синтетического богословия" сегодняшнего адвентизма седьмого дня.

Форд выступил против учения о совершенстве в сегодняшнем адвентизме как против ложного евангелия, изначально враждебного цели этого движения, а именно доведению до конца дела приостановленной Реформации. Он утверждает, что во Христе верующий имеет совершенство сейчас. (87) По вере в совершённое Христом искупление верующий совершенен на каждом шагу пути. (88) Жизнь христианина – это поле битвы между двумя природами; (89) и хотя характер Христа – это наша ежедневная цель, мы не можем достичь её в этой жизни. (90) Христианское совершенство – это зрелость, рост христианского характера. (91) совершенство в его правильном понимании не есть безгрешность. (92)

Подобным же образом, извне официального адвентизма, выступления Роберта Бринсмида против учения Дугласа и "Противоречивых представлений" о совершенстве пользуется в адвентизме заметным влиянием. И в журнале "Преподносить истину", (93) и в его ответе Клиффорду и Стэндишу (94) Бринсмид ясно высказался о том, что учение о совершенстве является небиблейским (95) и противным здравому свидетельству реформационного протестантизма. (96)

Трудно поверить, что выступления журнала "Преподносить истину" против учения о совершенстве написаны тем же автором, который в 1960-х гг. выпускал столь обильные материалы в пользу учения о совершенстве. Из работ Бринсмида в крайней степени очевидно, что доктрина оправдания по одной вере исключает всякое понятие о совершенстве в этой жизни.

Сноски

1. См. Бринсмид, Обзор пробуждающей вести, части 1-2.

2. На Бринсмида оказало впечатление следующее высказывание: "Оправдание по вере действительно является единственным ответом на моральные затруднения доктрины о первородном грехе " (У Х. Гриффит Томас, Принципы богословия, стр. 193).

3. В своём раннем учении о святилище Бринсмид говорил об оправдании как о "внешнем дворе", а об освящении как о "святилище", а совершенстве – как  "Святом Святых".

4. См. Бринсмид, Обзор пробуждающей вести, части 1-2.

5. Без даты, но вышел в свет 16 мая 1974.

6. Джордж Э. Вандеман, "Встречайте Господина" Обозрение и вестник, специальный выпуск, "Праведность по вере" [16 мая 1974], стр. 3.

7. Дон Ф. Нойфельд "Праведность по вере – библейское учение?" Обозрение и вестник, специальный выпуск, "Праведность по вере" [16 May 1974], стр. 6.

8. Там же, стр. 8.

9. К. Мервин Максвелл, "Христос и Миннеаполис-1888", Обозрение и вестник, специальный выпуск, "Праведность по вере" [16 May 1974], стр. 18.

10. Херберт Э. Дагласс, "Почему Бог желает, но всё же ожидает", Обозрение и вестник, специальный выпуск, "Праведность по вере" [16 May 1974], стр. 23. Кеннет Х. Вуд, "Иисус объяснил путь в притчах», там же, стр. 24. Здесь Вуд говорит, что праведность по вере – это "сверхъестественная перемена".

11. См. особ. Статью Вандемана, цитированную в п. 6 выше.

12. Дагласс, "Праведность по вере", стр. 22.

13. Там же, стр. 23.

14. Подзаголовок: Является ли освящение тем же, что и  праведность по вере? Рим говорит «да»; Реформация говорит «нет»; как считают адвентисты седьмого дня?

15. Эта фраза взята из письма, написанного (тогдашним) штатным сотрудником Обозрения и вестника в Вашингтоне. См. A. Джон Клиффорд и Расселл Р. Стэндиш, Противоречивые представления о праведности по вере в церкви адвентистов седьмого дня: австралазийский дивизион, где сказано многое по поводу этого "товарищества".

16. Работа состоит из 53 страниц в четверть листа.

17. Ф A. Бэшем, "Работа, представленная Комитету Библейских Исследований австралазийского дивизиона на тему 'Праведность по вере,' 3 февраля 1976", стр. 2.

18. Там же, стр. 3. Упомянутые братья являются штатными сотрудниками Обозрения и вестника.

19. Там же. Выделение наше.

20. Это ясно из следующего абзаца в работе Бэшема: "Труд, изданный богословским факультетом в Эйвондейле, был написан не в вакууме. Он был написан после публикации специального выпуска 'Обозрения' и после публичной критики его Бринсмидом. В то время, когда богословский факультет напечатал свой манускрипт, доктор Форд был полностью осведомлён о полемике, развернувшейся вокруг этого конкретного вопроса. В самом разгаре полемики между Бринсмидом и редакцией 'Обозрения' доктор Форд использовал ресурсы богословского факультета для публикации манускрипта, который полностью поддерживает радикальную критику со стороны Бринсмида и который занимает позицию, диаметрально противоположную позиции редакции 'Обозрения и вестника'. Таким образом, мы имеем явное расхождение между тем, чему учит в Эйвондейле доктор Форд, и тем, чему учат наши американские братья" (там же, стр. 2).

21. Там же, стр. 6.

22. См. "Христос – наша праведность", Обозрение и вестник, 27 мая 1976, стр. 4-7.

23. Т.e., что "праведность по вере" означает и оправдание, и освящение. Cр. Энциклопедия адвентистов седьмого дня, стр. 1085.

24. "И замечательно, что недавно в Америке мы впервые в нашей истории смогли сделать такое заявление, замечательно", (Дезмонд Форд, речь в церкви Эйвондейлского колледжа, 18 мая 1976).

25. Энциклопедия адвентистов седьмого дня, стр. 1085.

26. Кеннет Х. Вуд, "К Вашему сведению», часть 1, Обозрение и вестник, 21 октября 1976, стр. 2. Заметьте, что Палмдейл говорил о "переживании оправдания по вере".

27. Там же

28. Вуд, "К Вашему сведению", части 2-4, Обозрение и вестник, 28 октября 1976, стр.2, 19; 4 ноября 1976, стр.2,15; 18 ноября 1976, стр.2, 13. Ср. Кеннет Х. Вуд, "Пригодный для брака", там же, 2 Dec. 1976, стр. 2,11.

29. Вуд, "К Вашему сведению", часть 3, стр. 2.

30. Роберт Х. Пирсон, "Что такое праведность по вере?" Служение, Февраль 1977, стр. 9.

31. Там же. Стоит заметить, что Пирсон включает субъективный аспект, "проистекающие отсюда мир и радость во Христе", в своё определение оправдания как первую стадию праведности по вере.

32. То ударение, которое Бринсмид делает на этом пункте см. в Роберт Д. Бринсмид, "Проповедь св. апостола Павла об оправдании", Преподносить истину, апрель 1972, стр. 5-10; там же, "Праведность, которая от веры", там же, специальный выпуск, "Оправдание по вере" [май 1972], стр. 14-17; там же, "Радикальное значение Sola Fide", там же, июнь 1975, стр. 6-7. Cр. там же, Заявление; там же, Нынешний диалог о праведности по вере. В Нынешнем диалоге, Бринсмид приводит 10 причин того, почему освящение не может быть включено в понятие праведности по вере.

33. Херберт Э. Дагласс, Иисус, Образцовый человек. Эти уроки одновременно используются адвентистскими церквами по всему миру.

34. Там же, стр. 22.

35. Там же, стр. 96.

36. Там же

37. Процитировано в письме M. Г. Тауненда к руководителям дивизионов, датировано 24 января 1977 г.

38. Виктор П. Клузит, Просьб об отзыве и публичном признании ошибочности квартального выпуска уроков субботней школы под названием "Иисус, Образцовый человек" апрель-июнь 1977 г. (Лев. 26:40, 42). Последний абзац письма Клузита доносит до нас дух его обращения: "Братья, как рукоположенный служитель церкви адвентистов седьмого дня я написал этот протест, так как надо, чтобы сегодня ещё один Иосиф встал и высказался  (Лука 20:50, 51), за истину, которая во Иисусе, перед Советом Духовных Пастырей... и выразил глубочайшее неодобрение лаодикийского безразличия, которое мы проявляем по отношению к Тому, кто стучит у двери нашей церкви.... Следовательно, этот квартальный выпуск уроков субботней школы должен быть отозван, и Генеральная Конференция должна признать его ошибочность по причине этого отвержения Христа.

39. Ричард Нейс, "Иисус, Образцовый человек".

40. Макс Хэттон, Иисус – наш пример, стр. 2, 8.

41. Напр., в 1970-х гг. происходил беспрецедентный натиск учения о совершенстве в адвентизме седьмого дня. В строках квартального выпуска уроков Дагласса, Иисус, Образцовый человек оно всё более подчёркивается.

42. В работе, под названием "Пригодность для небес: диалог с Робертом Бринсмидом о библейском совершенстве", Ханс K. Ла-Ронделл утверждает, что оправдание значит "преображение сердца, управляемого грехом" (стр. 7), "излияние любви в верующее сердце" (стр. 12), "внедрение воссоздающего Святого Духа" (стр. 13). "Библейское оправдание значит больше, чем просто юридическое прощение грехов" (стр. 14). Вместо освобождения верующего от осуждения в силу того, что Христос сделал на кресте, Ла-Ронделл говорит: ... когда испорченная природа делается бессильной благодатью обитающего в нас Христа, нет осуждения усовершившейся душе (Рим. 8:1)" (стр. 80). Ла-Ронделл резко выступил против учения о совершенств только после защиты в 1969-70 гг. своей докторской диссертации, Совершенство и учение о нём, под руководством Г. К. Беркувера. Эта диссертация противоречит некоторым более ранним богословским взглядам Ла-Ронделла.

43. 2 октября 1976 Доктор Форд заметил: "Я использовал (как и многие братья) выражение 'праведность по вере', включая в него освящение" (Дезмонд Форд, "Ответ доктору Расселлу Стэндишу", стенограмма проповеди, стр. 41).

44. В случае с доктором Хансом K. Ла-Ронделлом, этот синтез оправдания и освящения по-прежнему присутствует после 1970 г. См. Ханс K. Ла-Ронделл, "Изложение позиции адвентистов седьмого дня o праведности по вере". Здесь Ла-Ронделл говорит, что оправдание – это "урегулирование судебного дела Христом как небесным Посредником, но оно значит и нечто большее. Оно предполагает освящающее внедрение Святого Духа божественной любви в сердце оправданного верующего (Рим. 5:1, 5; 8:14-16), или, иначе говоря, вселение Христа в сердце верующего (Гал. 2:20; Еф. 3:14-19)" (стр. 2). Также: ... можно сказать, что оправдание освобождает раскаявшегося грешника от вины греха и в то же время избавляет его от рабства и оскверняющей силы греха" (стр. 3). См. тж. там же, "Kommentar van Dr. H. K. La Rondelle op het artikel van Paxton in Jeugd, November, 1976" [Комментарий доктора Х. K. Ла-Ронделла на статью Пэкстона в журнале Молодость, ноябрь 1976]. Здесь Ла-Ронделл говорит: "Иоанн ... провозглашает евангелие в смысле любви друг ко другу". "Евангелие во всей его полноте представлено нам в Ветхом Завете" (стр. 10 в голландском оригинале). Ла-Ронделл, как кажется, считает любые попытки чётко разграничить оправдание и освящение разделением этих двух понятий. Но Хеппенстолл ясно видит крушение синтеза, когда говорит: "Когда Павел говорит о праведности по вере, он имеет в виду не праведность в людях, а их юридическое положение перед Богом. ... 'Оправдать' в Священном Писании никогда не значит влить в кого-либо качество праведности, это значит утвердить праведность юридически, или сделать праведным актом, который является полностью внешним по отношению к человеку" (Эдуард Хеппенстолл, "Значение праведности", в уроках в университете Эндрюс, стр. 39-40). Здесь кажется, будто Хеппенстолл является предшественником богословия Форда и Бринсмида. Ему остаётся лишь указать, что он последовательно проводит это понимание праведности по вере. Представляется, что Ла-Ронделл, если он максимально последователен (т.е., в его диссертации, Совершенство и учение о нём), должен также встать на сторону реформационного богословия.

45. "Диалог" Хеппенстолла и Ла-Ронделла со сторонниками учения о совершенстве о возможности совершенства в этой жизни можно посмотреть в  Херберт Э. Дагласс, Эдуард Хеппенстолл, Ханс K. Ла-Ронделл, и C. Мервин Максвелл, Совершенство: Невозможная возможность.

46. Как делается ясным из богословия тех, кто разрушил синтез, это не означает разделения оправдания и освящения. "Разрушение", скорее, означает (1) чёткое разграничение оправдания и освящения и(2) первостепенное значение оправдания. См. Дезмонд Форд, "Границы употребляемого Павлом выражения 'праведность по вере'", в: Джек Д. Уокер, ред., Документы Палмдейлской конференции о праведности по вере, стр. 1-13.

47. Образец учения Бринсмида по этому вопросу можно посмотреть в: Роберт Д. Бринсмид, Преподносить истину, специальный выпуск, "Оправдание по вере и харизматическое движение" (сентябрь – октябрь 1972 г.]; там же, "Оправдание по вере и нынешний религиозный мир", там же, август 1973 г., стр. 14-34; там же, специальный выпуск, "Освящение", февраль 1975; там же, "Радикальное значение", стр. 6-7.

48. Цитировано в: Пирсон, "Что такое праведность по вере?" стр.9.

49. Не менее 90% специального выпуска Обозрения и вестника о "праведности по вере" отдано освящению. Оправдание подвергается осуждению посредством слабой похвалы.

50. Дж. У. Мак-Фарланд и  Дж. Р. Спанглер, "Почему вы теряете то, что не используете", Век 21: институт лучшей жизни, стр. 15. Выделения в оригинале.

51. См. Вуд, "Пригодный для брака", стр. 2, 11.

52. "Мы много слышим о принятии Христовой праведности, но это почти  всегда относится к вменению этой праведности. Это крайне важно как начало, но есть намного более высокая ступень, на которой Христова праведность сообщается нам... " (Джордж Мак-Криди Прайс, Обозрение и вестник, 1 января 1976).

53. Дон Холи, Подводя итоги, стр. 35. Выделение в оригинале.

54. Арнольд В. Валленкампф, "Спасены одной благодатью", Обозрение и вестник, 9 сентября 1971, стр.4.

55. См. гл. 2, "Сердце Реформации".

56. Форд, "Границы", в: Уокер, Документы из Палмдейла, стр. 11-13. Дополнение – это, в сущности, "Введение" Дж. И. Пакера к книге Джеймса Бьюкенена Учение об оправдании.

57.Дезмонд Форд, Сотериологические следствия человеческой природы человеческой природы Христа, стр. 9-10.

58. См. гл. 1, приложение, "1888: Шип в плоти церкви".

59. Клиффорд и Стэндиш, Противоречивые понятия, стр. 24, 53, 56.

60. Дезмонд Форд, Искупление, объективное и субъективное, стр.2.

61. Дж..У. Леман, "Вторая половина прощения", стенограмма проповеди, сказанной в церкви адвентистов седьмого дня Кэмпус Хилл, Лома Линда, Калифорния, 10 мая 1975. Это главная  адвентистская церковь в главном адвентистском центре.

62. Там же. Cр. "Прощение включает не только снятие осуждения, но и соделывание нас праведными" (стр. 4).

63. Дар для  пасторов адвентистов седьмого дня в Северной Америке (1 сентября 1975). Уилсон дал своё одобрение в личном письме 5 августа 1975, под названием "Памятная записка Нила К. Вилсона, вице-президент северо-американского дивизиона", которое было послано вместе с брошюрой. Леман говорит, что праведность в Рим. 3:21 – влитая праведность любви.

64. Эрвин Р. Гейн, "Есть ли сила в оправдании?" стр. 1.

65. Там же, стр. 2.

66. Там же

67. Там же, стр. 3.

68. Там же, стр. 7.

69. См. Ла-Ронделл, "Заявление о праведности по вере", стр.2; там же, "Вечное евангелие и праведность по вере", стр. 21, в комитете библейских исследований, Североамериканская библейская конференция, 1974. Здесь Ла-Ронделл говорит, что Павел предостерегает в послании Галатам против просто "внешнего оправдания", заявляя, что "в оправдании" его "я" было распято со Христом. Однако, в противоположность позиции пиетистского евангелизма, то, что имел в виду Павел под распятием в Гал.2:20 – это не субъективное распятие, а то, которое произошло на Голгофском кресте. См. тж. Фрум, Судьбоносное движение, стр. 207, 267, где говорится, что оправдание производится путём обитания Христа в сердце; Эдвард Хён, "Спасение без дел закона", Обозрение и вестник, 21 мая 1971 г. (Хён говорит: "Павел был озабочен отсутствием признания того, что никто не может сделать себя  праведным в глазах Бога. Это преображение возможно только силой Христа, живущего в сердце". [Выделение добавлено]); Рой Аллан Андерсон, Действительно, дерево", Служение, Nov. 1976, стр. 17, где Андерсон говорит, что оправдание становится возможным благодаря тому, что Христос становится нашей добродетелью.

70. Лоренс Максвелл, Знамения времён, июнь 1975. Лоренс Максвелл – редактор Знамений времён.

71. Дж. Л. Такер, Это случилось ночью, стр. 13-14.

72. Херберт Э. Дагласс, "Бог не играет в слова", Служение, октябрь 1974 г., стр. 37.

73. Херберт Э. Дагласс, "Уникальный вклад адвентистской эсхатологии", особ. стр. 18-33, в комитете библейских исследований, Североамериканская библейская конференция, 1974.

74. Там же, стр. 18.

75. Там же, стр. 19.

76. Там же, стр. 27.

77. Там же.

78. Херберт Э. Дагласс, Обозрение и вестник, 30 декабря 1971, стр. 16.

79. Херберт Э. Дагласс, Служение, апрель 1977, стр. 29. Cр. там же, Обозрение и вестник, 23 декабря 1971, стр. 12-13.

80. Моррис Венден, "Иисус – наш великий пример", Обозрение и вестник, 17 октября 1974, стр. 18.

81. Клиффорд и Стэндиш, Противоречивые понятия, стр. 117.

82. Там же, стр. 118.

83. Там же, стр. 134.

84. Там же, стр. 113. Нелегко понять, почему достоинства Христа должны быть добавлены к совершенно бескорыстным делам!

85. Хотя полевой секретарь австралазийского дивизиона, старейшина А. С. Ёргенсен, уверял меня, что он не разделял позицию, выраженную в Противоречивых понятиях.

86. Пиз, Только верой, стр. 207-208.

87. См. Форд, Сотериологические следствия…

88. Там же, стр. 35.

89. Там же, стр. 37.

90. Там же, стр. 39

91. Там же, стр. 40.

92. Там же, стр. 41-3.

93. См. Бринсмид, Преподносить истину, специальный выпуск, "Освящение", Февраль 1975. Здесь Бринсмид говорит: "Мы не можем достичь такой степени освящения, когда наше общение с Богом не будет  полностью утверждаться на прощении грехов" (стр. 55). Cр. стр. 56-57. Другие материалы от Бринсмида относительно отношения оправдания к эсхатологии, см. там же, специальный выпуск,

"Оправдание по вере и эсхатология", Сентябрь 1974; там же, "Антихрист 1975", там же, Апрель 1975, стр. 12-20; там же, специальный выпуск, "Новозаветная эсхатология", Апрель 1976.

94. Бринсмид, Ответ на "Противоречивые понятия", стр. 78-89.

95. Там же, стр. 79.

96. Там же, стр. 80-85.

На начало

Потрясение адвентизма

Джеффри Дж. Пэкстон

Вперёд и назад: 1970-е гг.

Бринсмид капитулирует перед Хеппенстоллом и Фордом

Капитуляция Бринсмида: более опасная угроза

Поляризация становится очевидной

"Братание" Форда и Бринсмида

Разрушение синтеза

Адвентизм сегодня

Сноски

Last update: 01.12.2004          Website: godmercy.narod.ru

На уровень выше На заглавную страницу

  

 

Hosted by uCoz