Новейшие Библейские Археологические Открытия

На заглавную страницу На уровень выше

Вера - старание, доверие или нечто лучшее?

Роберт Виланд

О чем говорит 11 глава Послания к Евреям?

Автор послания к евреям прямо говорит о контрасте между "упованием (доверием — англ. пер.)" и "верой" в главе 10. "Итак, не оставляйте упования (доверия — англ. пер.) [parrhesia греч. ориг.] вашего, которому предстоит великое воздаяние. Слово, употребленное апостолом в этом тексте для обозначения идеи "упования" (доверия — англ пер.), это не то слово, что употребляется для обозначения веры. Далее Павел обсуждает необходимость "терпения", заключая, что "праведный будет жить верой [pisfis]", уверяя своих читателей, что они являются людьми, которые "верят [pisteuo] ко спасению души" (Евр. 10:35-39). С этого введения (которое должно быть частью 11-й главы) он продолжает показывать, как Ветхий Завет учит и приводит примеры истинной новозаветной веры.

Вера не должна быть смешана с доверием. Как и в других местах Нового Завета, вера в послании к евреям есть оценка сердцем славной Божьей любви агапе, открытой на кресте. Великая идея Павла состоит в том, что Авраам был оправдан той же самой верой и таким образом есть "отец всех верующих" (Рим. 4:1-11). Авраам "увидел [Христов день] и возрадовался" (Ин. 8:56). Он увидел воздвигнутый крест как событие будущего, тогда как мы видим его как событие прошлого; но оценка сердцем была одна и та же. Христос был "Агнцем, закланным от создания мира" (Откр. 13:8). Праведность через веру всегда была единственным Божьим путем спасения всякого человека.

Послание к евреям упоминает множество мужчин и женщин, начи­ная от Авеля, который проявил точно такую же веру, которая известна сегодня нам. Истинными потомками Авраама всегда были "верующие", а не его плотские неверующие потомки. "В Исааке наречется тебе семя". Смышленые, понятливые потомки Авраама никогда не предполагали, что "кровь тельцов и козлов" могла удалить даже один грех; все хорошо сознавали, что лишь одна жертва Христа могла очистить от греха. Все, включая Даниила, чей опыт включен в 11-ю главу послания к ев­реям, понимали, что жертвоприношения животных были только образами. (Очевидно, Даниил понимал реальность небесного святилища и особый День Примирения вследствие понимания праведности через веру.)

Таким образом, в 1-ом тексте 11-й главы послания к евреям не име­лось в виду, что этот текст должен содержать в себе определение веры. И действительно, "осуществление ожидаемого, уверенность в невидимом" — это не само определение. Автор говорит: этот великолепный феномен, который известен нам, этот дар Божьей милости, эта сердечная оценка Его изумительной любви, которую мы узнали, это есть "осуществление ожидаемого", совершенный залог, гарантирующий, что все, обещанное Священным Писанием, все-таки будет исполнено.

ВЕРА: СТАРАНИЕ, ДОВЕРИЕ ИЛИ НЕЧТО ЛУЧШЕЕ?

Вера и грех не совместимы. Вера — это библейское противоядие проблеме греха. Противоядие не в том, что вера является нашим Спасителем, но в том, что вера связывает нас со Спасителем. Для того, чтобы понять, что такое вера, мы должны более ясно понять, как глубоко находятся корни греха в человеческой природе. Истинная вера есть нечто, что достигает глубин, очищает корень, источник наших побуждений.

Грех — это не только наши внешние поступки и слова. Грехом яв­ляется также то внутреннее состояние, при котором "от подошвы ноги до темени головы нет здорового места в нем; лишь раны и ушибы и гноящиеся язвы". Оно включает внутреннее отчуждение от Бога и друг от друга, состояние восстания, нашу одержимость беспокойством, тревогой, заботами, вражду наших плотских помышлений против Бога. Здесь не имеется в виду католическая или кальвинистская доктрина первородного греха. Грех, за который люди будут судимы в конце, совершен с участием воли (Ин. 3:16-21, Свидетельства для церкви, т. 5, стр. 177). Новозаветная вера очищает эти истоки греховной воли.

Если бы Павел жил сегодня, он был бы поражен как "умножился грех" в нашей современной культуре. Как можем мы понять смысл того, что мы видим сегодня, если не признаем, что Дух Божий действительно отнимается от мира. Грех, словно принуждение пагубной привычки становится трагической ловушкой для человеческого рода. В Калифорнии есть дети пятилетнего возраста, пристрастившиеся к наркотикам. Газета The San Diego Union недавно сообщила о 250 маленьких детях, многие из семей среднего и высшего класса, которые являются наркоманами, нуждающимися в помощи. Их средний возраст — 12 лет. Де­вочки 11 или 12 лет становятся проститутками для того, чтобы получить деньги для приобретения наркотиков. Социологи открыто говорят, что здесь "нет решения" проблемы. Строительство больших тюрем для торговцев наркотиками будет означать, что "наше общество станет пленниками у своих заключенных... Цивилизованное общество не может контролировать свою судьбу, потому что уголовные элементы ежедневно приобретают все больший контроль".

Это показатель того, как мир из равновесия погрузился глубже, чем когда-либо, в трясину ненависти, жестокости, терроризма и жажды наслаждений. "Потеряв всю восприимчивость, они сами стали бесчувственными так, что предаются всякой нечистоте, постоянно желая большего" (Еф. 4:19, NIV). Пленники похоти, невоздержанности, жажды наслаждений все больше и больше появляются в церкви, так что задается вопрос: "Имеется ли какая-нибудь сила в адвентистской вести, которая может освободить от пагубных привычек чувственности, слепых увлечений, материализма и неверности, что стало таким обычным сегодня?"

Вдумчивые люди огорчены не только жаждой наслаждений в церкви, но даже конфликты в адвентизме, резкий, озлобленный тон "более святых, чем вы, правофланговых" критиков также свидетельствует о состоянии греховного отчуждения. Спор и призыв к бунту внесены в список как "дела плоти" вместе с безнравственностью (Гал. 5:19-21). Беспомощность, неумелое заламывание рук перед лицом греха, который умножается, показывает невежество в отношении еще более преизобилующей благодати; и это также является грехом.

Грех подобен вирусу СПИДа; кроме чистого евангелия Христа лекарство от него неизвестно. В этом исследовании Библии мы попытаемся раскрыть истинное библейское лекарство даже для такого глубоко укоренившегося греха, как теплота Лаодикии. Сосредоточием на­шего исследования будет не только главная весть о праведности че­рез веру. Мы также попытаемся открыть весьма важную существен­ную составную часть веры.

Сообщая о свободе от "ига рабства", Павел говорит, что "мы благодаря Духу ожидаем надежду праведности от веры". [Это единственное место во всей Библии, где встречается эта особая фраза.] Апостол тотчас же добавляет, что эта "вера, действующая любовью (агапе) (Гал. 5:1, 5, 6). Что такое новозаветная вера?

Невозможно переоценить ее важное значение. В то время как это истина, что вера не является нашим Спасителем, невозможно для нас быть спасенными без нее. "Ибо благодатью вы спасены через веру,... не от дел" (Еф. 2:8-9). Мы "оправданы по вере Христа" и "ныне живем во плоти [мы] верою Сына Божия (Гал. 2:16, 20). Все "погибнут", кроме тех, кто верит, то есть имеет веру (Ин. 3:16). Не позволяйте никому принижать значение веры. Я не могу считать что-либо более необходимым, чем ясное и полное понимание того, что есть вера.

Давайте не будем гордыми и самонадеянными, полагая, что мы понимаем сущность веры. Господь Иисус уже более столетия старается передать нам весть о том, что мы не понимаем ее "Ты... не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг". И в чем же мы особенно так "нищи"? В вере, поскольку Он добавляет в том же обращении: "Советую тебе купить у меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться". "Золото" — это чистая, совершенная вера (Откр. 3:17, 18; 1 Петр. 1:7). Если мы удовлетворены нашим пониманием веры и чувствуем, что ни в чем не имеем нужды, мы ставим самих себя в ряды противящихся посланию Христа Лаодикийской церкви. Что за бесценное благословение обещано способному почувствовать нужду; "Блаженны алчущие и жаждущие правды (праведности — англ. пер.)", — говорит Иисус (Мф. 5:6). Есть только одна истинная праведность — та, которая по вере. Бог спасает нас от этой ужасной ребяческой гордости бойко, необдуманно утверждать: "Да, я верю от всего сердца". Старшие служители торжественно заявляют мне: "Мы как народ понимаем праведность через веру — с этим нет проблем; мы только не живем ей так, как должны". А я отвечаю: "Это заявление иллюстрирует в корне неправильное понимание праведности через веру. Невозможно не жить праведно, если мы имеем истинную веру". Мы достигли бы значительного прогресса, если бы научились молиться вместе с обезумевшим от горя отцом в 9-й главе Евангелия от Марка: "Верую, Господи! помоги моему неверию" (Мк. 9:24). Наше небольшое исследование посвящено поиску того, как избежать этого ужасного "неверия", которое есть недостаток подлинной, новозаветной веры.

Вера - это не "старание". Мы не должны поддаваться дьявольскому обману, делающему значение слов противоположным тому, что они означают, так что мы поворачиваем, искажаем веру, и она становится "делами". Настолько понятно, насколько это можно сказать, Библия провозглашает, что мы не спасаемся по делам (Рим. 3:20, 28; 4:2-5 и т.д.). Посмотрите на очень ловкую хитрость сатаны: он переделывает веру в нечто такое, что вы делаете, инициативу, которую вы проявляете, решение, которое вы принимаете, выбор, решающий вашу судьбу, который вы делаете. Это тонкая подмена ценностей, создающая из веры работу, так что когда вы наконец входите жемчужными вратами, вы можете сказать: "Я рад, что я проявил инициативу, что я сделал правильный выбор, что я воспользовался преимуществом возможности быть спасенным! Славьте Бога, да, но хвалите и меня также, ибо я помог Ему спасти себя. Я выбрал правильный путь!" Нет, это не вера Нового Завета. Это духовный эгоизм.

Если быть справедливым и точным, неверно определять веру Нового Завета как "доверие". Доверие — это не та вера, которая имеется в виду во вдохновенных словах "праведность через веру". Давайте позволим говорить Новому Завету:

Два греческих слова обычно употребляются для обозначения идеи доверия — elpizo и peitho. "На Него язычники надеяться (доверять — англ. пер.) [elpizo] будут (Рим. 15:12); "Ибо надеюсь (доверяю — англ. пер.) [elpizo], что, проходя, увижусь с вами" (Рим. 15:24); "Надеюсь [elpizo] же в Господе Иисусе вскоре послать к вам Тимофея" (Флп. 2:19); "Уповаем (доверяем — англ. пер.) [elpizo] на Бога живого" (1 Тим. 4:10); "Уповал (доверял — англ. пер.) [elpizo] на Бога; пусть теперь избавит Его" (Мф. 27:43); "Как трудно надеющимся (доверяющим — англ. пер.) [elpizo] на богатство" (Мк. 10:24); "Я буду уповать (доверять — англ. пер.) [elpizo] на Него" (Евр. 2:13). "Но ни elpizo ни peitho не употребляются для обозначения понятия верить или иметь веру. Слово для обозначения веры есть pistis и иметь веру — pisteuo. Новый завет никогда не определяет веру как состояние доверия.1

Вера в словоупотреблении Нового Завета есть признательность, высокая оценка сердцем любви Божьей, открывшейся на Голгофском кресте. Для того, чтобы "купить... золото, огнем очищенное", как Верный и Истинный Свидетель (Откр. 3:18) советует нам сделать, мы дол­жны понять, что такое вера. Но перед тем, как мы поймем новозаветную веру, мы должны понять новозаветную любовь, ибо первое всеце­ло зависит от последнего. Суть веры определяется сущностью агапе. Для примера: "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего еди­нородного, дабы всякий, верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную" (Ин. 3:16). Бог любит и отдает; мы отзываемся на эту жертвен­ную любовь; мы понимаем, оцениваем ее; таким образом, мы верим. И эта вера немедленно начинает изменять сердце и жизнь, ибо такая "вера действует любовью" [агапе] (Гал. 5:6).

Новозаветная любовь, агапе, есть любовь, о которой древние народы и не помышляли. Это любовь, которая полностью свободна от сво­екорыстия, которая не знает даже и следа страха. Такая любовь, чуждая этому миру греха, побудила Христа взять на Себя "проклятие", умереть на кресте, испытывая эквивалент второй смерти (Откр. 2:11; 20:6, 14; 21:8), при которой нет вознаграждения или бессмертия. "Он предал душу Свою на смерть" (Ис. 53:12).

Эта изумительная любовь захватила мир врасплох; апостолы едва ли могли говорить о чем-нибудь еще, кроме "Христа, и притом распя­того" (1 Кор. 2:1-2). Необыкновенный, феноменальный отклик их слуша­телей не был мотивирован страхом ада или надеждой на награду в небесах. Когда Павел представил им крест, они "получили... Духа... чрез наставление в вере (слышание веры — англ. пер.)". Слушатели Павла сказали: "Сын Божий сошел с небес, чтобы понести мое проклятие и умереть за меня на кресте? О, тогда я должен жить для Него!" Они выразили свою "веру" словами, похожими на эти: "Ибо любовь [агапе] Христова объемлет нас, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли [то есть, все бы умерли], и Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили [то есть, теплая, эгоцентричная мотивация страха или надежды на награду теперь становится невозможной], но для умершего за них и воскресшего" (2 Кор. 5:14-15). Это было наставление в вере (слышание веры — англ. пер.). Ничто меньшее не достойно называться верой!

Общепринятое понятие доверия обычно оставляет в состоянии личной неуверенности, связанной со страхом или надеждой на вознаграждение. Например, вы доверяете банку потому, что вы боитесь хранить деньги под матрацем. Вы доверяете полиции потому, что вы боитесь анархии, которая наступила бы, если бы не было полиции. Вы доверяете вашей страховой компании потому, что вы опасаетесь убытков, которые пришли бы к вам, если бы ваш дом сгорел или ваш автомобиль попал в аварию.

Нельзя сказать, что это неверно или грешно надеяться на вознаграждение в небесах или бояться наказания в аду. Это основные эмоции человека, которые известны нам; но такой эгоцентризм не является верой Нового Завета. Это пример младенческой незрелости. Такой эгоцентризм не приготавливает к испытаниям последних дней и к при­шествию Господа. Истинная вера выражается следующими словами: "Не страх перед наказанием и не надежда на вечную награду побужда­ет учеников Христа следовать за Ним. Они созерцают несравненную любовь Спасителя, явленную во время Его странствования на земле от яслей Вифлеема до Голгофского креста, и взор Иисуса привлекает, смягчает и покоряет душу" (Христос надежда мира, стр. 347 [стр. 480 ориг.]). "Истинное значение жертвы и ходатайственного служения дорогого Спасителя покорит сердце, ожесточенное грехом; и любовь, благодарность и смирение наполнят душу. Это истинная библейская религия. Все, не соответствующее этому, является обманом" (Свидетельства для церкви, т. 4, стр. 625 ориг.). Если это истина (а это исти­на!), отсюда следует, что корнем проблемы лаодикийской теплоты является "обман", содержащийся в ложном понятии о праведности через веру — неверное понимание самой веры.

Сатана не был бы тем врагом, каким он является, если бы он не постарался проникнуть в церковь остатка с ложным или, по крайней мере, недостаточным понятием веры. Он не может найти более успешного способа помешать работе Господа. Популярные церкви, поскольку они широко придерживаются доктрины о естественном бессмертии, не имеют ясного понимания агапе. "Господь по Своей вели­кой милости послал Своему народу самую драгоценную весть" в 1888 году, весть, которая по крайней мере была началом восстановления новозаветного понятия веры. Но весть не была полностью принята, и вследствие этого не была до конца понята. Чувствуя вину из-за вдохновенных обличений Елены Уайт в отвержении вести, наши братья успокаивают свое чувство вины тем, что заимствуют понятия у современных популярных проповедников. Представление о праведности через веру из протестантской книги "Время воскресной школы" ("The Sunday School Times") было принято вместо понятий 1888 года. За этим последовали долгие десятилетия блуждания и смущения.

Нам нельзя утверждать, что мы имеем веру, если нами не движет искренний, неподдельный отклик сердца на эту божественную любовь, открывшуюся на кресте: "Вы можете сказать, что вы верите в Иисуса лишь тогда, когда вы осознаете цену спасения. Вы можете утверждать это, когда вы чувствуете, что Иисус умер за вас на мучительном Голгофском кресте: когда вы имеете осмысленную, понимающую веру в то, что Его смерть предоставила вам возможность перестать грешить и совершенствовать праведный характер посредством Божьей благо­дати, дарованной вам ценой крови Христа" (The Review and Herald, 24 июля 1888 г.). Другими словами, это "вера, действующая агапе". Она "сделает возможным перестать грешить" и подготавливает к прише­ствию Господа (Зах. 12:10; 13:1).

Распространенной является в высшей степени утонченная форма духовного эгоизма. Кто-нибудь может противиться этой всеобъемлю­щей, влекущей любви, открывшейся на кресте, говоря: "Единственной причиной, по которой я присоединился к церкви, было то, что я могу попасть на небеса! Я соблюдаю субботу потому, что не хочу потерять мою награду. Я плачу десятину, так как проповедник говорит, что мне это экономически выгодно. Это хороший бизнес — есть нечто в этом и для меня. А единственная причина, по которой я придерживаюсь са­нитарной реформы, — так я могу радоваться лучшей жизни. Я доверяю Христу так, как я доверяю моей страховой компании — Он собирается достать мне билет в Новый Иерусалим". Да, в самом деле это духовный опыт многих в церкви. Они удивляются, понимая, что их мотива­ция была эгоистичной. Но это корень, основная причина теплоты в церкви. Однако все, что эти дорогие души имеют, не является верой Нового Завета, и это не та вера, что приготовит народ к пришествию Господа.

Кто-нибудь может возразить: "Не определяет ли Елена Уайт веру как доверие?" В Индексе к ее произведениям (т. 1, стр. 968-969) есть около 700 высказываний под словом "вера", многие из них с разными определениями. Доверие — это одно из этих многогранных определений. Истинная вера включает доверие или уверенность в Боге, но Елена Уайт не противоречит своим утверждениям в книге Христос — надежда мира, стр. 480 ориг., в Свидетельствах для церк­ви. т. 4. стр. 625, и в статье от 24 июля 1888 года в Ревью энд Геральд, цитированным выше. Она никогда не советует, чтобы мы перенимали эгоцентричную веру "Вавилона". Несмотря на то, что доверие является частью веры, соседствующей с оценкой сердцем Божьей любви, это только часть; одно высказывание из 700 содержит общий знаменатель для всех других определений — "вера, которая всегда действует любовью". Это исчерпывающее, итоговое определение веры.

Давайте смиренно и честно признаем, что мы нуждаемся в "золоте, огнем очищенном". И давайте охотно оставим наши вавилонские понятия перед Небесным Владыкой в обмен на настоящие понятия и таким образом "купим" у Христа это драгоценное "золото".


1 Есть несколько кажущихся исключений, но они только кажущиеся, не действительные (1 Фес. 2:4; 1 Тим. 1:11; Лк. 16:12). Это прекрасная мысль — что Бог оценивает наш отклик сердца на Свою любовь и та­ким образом вверяет евангелие для нашего служения (см. книгу Роберта Виланда «Золото испытанное в огне» стр. 42-46).

На начало

Вера - старание, доверие или нечто лучшее?

Роберт Виланд

Last update: 21.11.2004          Website: godmercy.narod.ru

На уровень выше На заглавную страницу

  

 

Hosted by uCoz