Новейшие Библейские Археологические Открытия

На заглавную страницу На уровень выше

СВЯТИЛИЩЕ

Жак Секвейра

Главы 17-19 из книги, в которой Жак Секвейра поддерживает взгляд пионеров церкви АСД на "ежедневную", раскрывает историю толкования Дан.8, объясняет что означает, на его взгляд, очищение святилища.

Глава 17. Видение из книги пророка Даниила 8 глава (часть 1)

Даниила (8:15-19)

«Основанием и столпом адвентистской веры является следующее место из Священного Писания: На две тысячи вечеров и утр: и тогда святилище очистится» (Великая борьба, стр. 296).

В нашем изучении вопроса о святилище мы должны коснуться темы следственного суда, а также очищения святилища, иначе наше изучение будет неполным. Те из вас, кому знакомы эти доктрины и кто читал об этом, знают, что они являются уникальными доктринами церкви Адвентистов Седьмого Дня, они служат мишенью нападок, особенно после пятидесятых годов двадцатого столетия.

Вкратце я расскажу, как это произошло. В 1950 году два теолога евангеликала, один из которых был редактором журнала Евангеликалов, а второй специалист по культам, посетили Генеральную конференцию церкви Адвентистов Седьмого Дня и участвовали в нескольких беседах с теологами нашей церкви. После этого были изданы две книги. Первая из них под редакцией Ревью энд Геральд называлась «Вопросы о доктринах». Вопросы из этой книги были именно те, которые задавали ученые-евангеликалы.

Во второй книге «Правда об Адвентистах Седьмого Дня» с нашей церкви был снят ярлык «культ». Мы были названы Христианской церковью. Одно из замечаний, сделанных в этой книге, касалось доктрины о 1844 годе и нашего толкования текста из книги Даниила (8:14). Оно звучало примерно так: «Учение церкви Адвентистов Седьмого Дня о 1844 годе, очищении святилища и т.д. являются величайшим из обманов, придуманных в истории Христианства для спасения собственной репутации».

Другой ученый сказал: «Если Адвентисты Седьмого Дня не смогут доказать доктрину о 1844 годе на основании Священного Писания, у них нет права существования как религиозной деноминации». Я согласен с этим утверждением. Если мы не правы относительно 1844 года, то миссию нашей церкви можно поставить под сомнение. А в этом случае у нас нет права существования как религиозной деноминации.

В октябре 1980 года в колледже Пасифик Юнион, на одном из собраний Дезманд Форд заявил, что невозможно обосновать истину о 1844 годе с помощью Священного Писания. За этим последовал испытательный срок в шесть месяцев, в течение которого Форд должен был составить документ в защиту своего высказывания. У меня есть копия этого документа, для его изучения необходимо хотя бы минимальное знание древнееврейского. Написанное Фордом изучалось комиссией, и что меня поразило: один из ученых, входивших в состав этой комиссии, доктор философии, два года до этого написавший труд о книге Даниила, радикально изменил свою точку зрения. Похоже, что даже ученые могут изменять свое мнение.

Один из наших университетов обратился к адвентистскому ведущему ученому, который сегодня уже на пенсии, с просьбой изложить свое мнение относительно точки зрения Дезмонда Форда. В своем докладе в Лома-Линда он сказал, что, изучая книгу Даниила, он связался с большинством из профессоров Северной Америки, занимающихся исследованием в этой области. Он отметил, что никто из них не может защищать доктрину о 1844 годе с помощью Библии. Его спросили: «Вы верите в 1844 год?» Он ответил: «Да, но я не верю, что могу доказать это на основании Священного Писания. Я верю, основываясь на трудах Елены Уайт».

В одной из наших газет в разделе “мнения” был напечатан комментарий к интервью президента одного из наших колледжей по вопросу о культах. В этом комментарии цитируется следующее определение: «Когда церковь ставит акцент на одной из нетрадиционных, не основанных на Библии доктрин и считает себя авторитетом в этом вопросе, она становится культом».

Далее в этом комментарии человек, написавший его, пытается доказать, что наше учение о 1844 годе не основывается на Библии, но на трудах Елены Уайт. Я приведу цитату из этой статьи: «Семьдесят недель и две тысячи триста дней (лет), а также очищение святилища являются центральными доктринами церкви Адвентистов Седьмого Дня. Не существует ясных Библейских утверждений, которые поддержали бы эти доктрины. Выводы сделаны на основании учения мисс Уайт, которое в свою очередь является результатом ее толкования Библии». Автор статьи подразумевает, что они были неверными.

Я исследую этот вопрос начиная с 1950 года. Все это время я спрашивал себя: «Увлечена ли наша церковь хитросплетенными баснями? Можем ли мы честно, следуя экзигетическим правилам, отстоять свое понимание стиха из 8 главы книги Даниила (8:14) и доктрину о 1844 годе?» Конечно же, я мог бы задать этот же вопрос нашим друзьям -  христианам, которые проповедуют другое учение о семидесяти неделях. «Можете ли вы защитить ваше понимание с помощью честной экзигезы Библии? А если нет, то, вероятно, я могу назвать вас культом». Но это другой вопрос.

Я хотел бы предложить вашему вниманию выводы, которые я сделал в результате изучения отрывка из Библии, о котором мы говорим. Я постарался подойти к этому изучению честно, потому что мы должны быть честными по отношению к Слову Божьему. Правда восторжествует. Мы можем и проиграть, но правда восторжествует. Лучше для нас быть на стороне правды, если даже это нелегко, чем быть на стороне лжи.

Некоторым из вас не нравится слово «культ», поэтому я скажу, что может помочь вам. Раннюю церковь римляне тоже называли культом. На эту церковь смотрели, как на ответвление от Иудаизма, все же у нее была истина. История часто повторяется. Поэтому не стыдитесь, когда нашу церковь называют культом. Шекспир сказал: «Роза, называющаяся по-другому, также благоухает». Истина остается истиной, как бы люди ее ни называли. И истина восторжествует. 1844 год имеет особое значение для меня. Если бы не так, я не был бы с вами сегодня. Я работал бы архитектором, делал хорошие деньги, катался бы на “кадиллаке” и ел мороженое каждый день. Но я служитель церкви, который верит, что Бог дал этой церкви особую миссию.

В 8 главе книги Даниила мы сталкиваемся с лингвистическими и контекстуальными проблемами. После своего исследования я убедился, что пионеры нашей церкви пришли к правильному выводу, но я должен предположить, что некоторые из их методов изучения Библии оставляют желать лучшего. Большинство пионеров использовали метод «доказательства с помощью текста». Они брали текст из одного места Библии, следующий - из другого места, соединяли их и получали доктрину. По существу в этом нет ничего плохого, но существует опасность. Опасность в использовании стиха из Библии, не учитывая контекст. Когда мы таким образом составляем доктрину, мы можем заставить Библию говорить практически все, что мы желаем.

Итак, я должен признать, что некоторые из обвинений, которые были представлены нашей церкви, действительно обоснованны. Я приведу вам пример. Отрывок из книги Даниила (8:9-14) является одним целым. Мы не можем отделить четырнадцатый стих от остальных. Он связан с утверждением о том, что «небольшой рог поверг истину о святилище на землю и преуспевал». В тринадцатом стихе задается вопрос, который не имеет ничего общего со следственным судом: «На сколько времени простирается это видение о ежедневной жертве и об опустошительном нечестии, когда святыня и воинство будут попираемы?»

Ответ мы находим в четырнадцатом стихе: «На две тысячи триста вечеров и утр; и тогда святилище очистится». Мы не можем отнести этот текст к следственному суду, использовав его вне контекста, и при этом не оказаться под огнем критики. Мы должны учитывать контекст, потому что располагаем методами лучшими, чем христиане двенадцатого столетия, и нам знакомы правила экзигезы, точного толкования Священного Писания. Елена Уайт писала: «Нет извинения тем, которые полагают, что нет необходимости в больших знаниях, и что все наши интерпретации Библии лишены ошибок. Тот факт, что некоторые из доктрин считались истинными нами в течении многих лет, не является доказательством безошибочности того, что мы проповедуем. Время не делает заблуждение правдой и истина беспристрастна. Ни одна истинная доктрина не потеряет ничего при более тщательном исследовании». (Counсels to Editors, p.35). Я хотел бы, чтобы мы действительно тщательно исследовали текст из книги Даниила (8:14), и мы отведем для изучения этого вопроса несколько глав.

 Я хотел бы для начала познакомить вас с лингвистическими проблемами, которые встречаются в 8 главе книги Даниила. О некоторых из них теологи высказывали свое мнение, о других - нет. Слово «святилище» из 11 стиха (переведенное на русский  как «место святыни»), еврейское «Мигдаш» можно отнести к любому святилищу. Языческие святилища называли мигдаш. Как правило, в Ветхом Завете это слово использовано не отдельно, но в сочетании со словом Господь. Например: «Мигдаш Господа Бога», «Мой Мигдаш» или «постройте Мне Мигдаш». В 13 и 14 стихах, говоря о святилище, автор использует другое еврейское слово «Кордаш». Возникает вопрос: почему?

Относится ли местоимение «его» из одиннадцатого стиха  к святилищу «небольшого рога» или к Божьему святилищу? Я не уверен, что мы сможем найти правильный ответ на этот вопрос. Итак, первая проблема заключается в использовании двух разных слов «мигдаш» и «кордаш».

О следующей лингвистической проблеме я не нашел ничего в трудах теологов как адвентистских, так и неадвентистских. В книге Даниила (8:11) говорится: «И даже вознесся на вождя воинства сего, и отнята была у него ежедневная жертва (слово «жертва» добавлено)». Еврейское слово «рум», переведенное, как отнята, имеет и другое значение, которое является основным значением этого слова: «возвышать», «возносить», «возвеличивать», «восхвалять». Если прочесть одиннадцатый стих с таким значением слова «рум», то его смысл полностью изменяется. Я спрашиваю себя: «Может ли так случиться, что толкователи Библии, полагая что словосочетание «небольшой рог» относится к Епифанию Антиохийскому, перевели слово «рум» как отнята. В словарях основным значением слова «рум» является «возвышать», «возвеличивать», и я думаю, что в данном стихе это слово переведено неправильно.

Следующая проблема со словом «ежедневная» (еврейское «хатамид»), которое мы находим в 11, 12 и 13 стихах. Какой смысл вкладывал Даниил в слово «ежедневная»? Имел ли он в виду систему жертвоприношений, утреннюю и вечернюю жертвы (это традиционное понимание Христианской церкви и Иудейских толкователей времен Маккавейских войн) или он подразумевал под этим словом язычество (такой смысл вкладывали в это слово пионеры Адвентизма). Или Даниил имел в виду «служение Христа в небесном святилище» (в Адвентистских кругах такое понимание известно как «новая точка зрения». Такое толкование использовал Конради, и сегодня это общепринятая точка зрения в церкви.) Что же в действительности это слово означает? На еврейском это слово означает: «непрерывный» или «постоянный».

Еще одна проблема. В некоторых переводах Библии четырнадцатый стих звучит так: «И сказал мне: на две тысячи триста дней; и тогда святилище очистится». В оригинале, также и в современных переводах, вместо слова «дней» использовано «вечеров и утр». Что имел в виду Даниил? Вечерние и утренние жертвы или дни, так как в книге Бытие словосочетание «вечер и утро» подразумевает один день?

Если он подразумевал жертвы, то тогда нельзя считать две тысячи триста вечеров и утр равными двум тысячам тремстам дням. Жертвы приносились дважды в день, таким образом две тысячи триста вечеров и утр - это одна тысяча сто пятьдесят дней. Обычно, когда в Ветхом Завете говорится о жертве, используется выражение «утро и вечер», когда же говорится о днях - «вечер и утро». (К примеру: «И был вечер и было утро: день один, Бытие, 1:5). Многие исследователи, скажем известный ученый Йанг, считает, что словосочетание «вечер и утро» подразумевает день. Поэтому в Даниила (8:14) говорится о двух тысячах трехстах днях. Другие же исследователи полагают иначе.

Следующий вопрос относительно слова «очиститься» из 14 стиха. Некоторые говорят: «Нет, это слово имеет другое значение: «оправдано» или «восстановлено». Это слово использовано только один раз в книге пророка Даниила. Мне известно, что в Септуагинте, Ветхом Завете на греческом использовано в этом стихе слово «катаридзо», которое означает «очиститься». Многие считают Септуагинту ненадежным источником, все же необходимо отметить, что авторы Нового Завета пользовались ею.

Я не вижу особых проблем в том, что кто-то переводит это слово как «оправдано» или «восстановлено». Речь идет о лингвистических проблемах и никто не должен догматически заявлять: «Мое толкование верно». Сталкиваясь с такого рода проблемами, мы должны быть в первую очередь честными по отношению к себе. Меня удовлетворяет наш перевод этого слова и я впоследствии объясню почему.

Прежде чем мы продолжим изучение 8 главы книги Даниила, я хотел бы отметить, что книги Даниила и Откровение известны как апокалиптические книги, содержание пророчества о последних днях истории мира. Существуют четыре школы интерпретации этих книг. Я хочу познакомить вас с этими школами и немного заглянуть в историю их возникновения.

Итак это:

1) Претеристическая школа.

2) Футуристическая.

3) Идеалистическая.

4) Историческая.

Важно знать о каждой из этих школ, но не менее важна история их возникновения. Рассмотрим вкратце, чему учит каждая из них.

1. Сторонники претеристического направления учат, что пророчества Даниила и Иоанна Богослова исполнились сразу же после того, как они были изречены. Ко второму веку до рождества Христова исполнились пророчества Даниила и через несколько лет после смерти Иоанна - пророчества из Откровения.

2. Не так много христиан сегодня придерживаются футуристического взгляда, согласно которому некоторые из пророчеств исполнились во дни пророков, а другая часть свершится через определенный промежуток, в конце времени. Например, в пророчестве из 9 главы книги Даниила, где говорится о семидесяти неделях, пророчество о шестидесяти девяти неделях исполнилось во дни Даниила, а пророчество о последней неделе исполнится в конце истории мира. Между этими событиями огромный промежуток времени.

3. Идеалистическая школа утверждает, что пророчества - это не предсказания, но символы, используемые для того, чтобы научить чему-то. Это позиция многих теологов лютеран, которые не верят, что Бог знает будущее.

4. Мы подошли к исторической школе. Адвентистская церковь придерживается именно этого взгляда. Согласно этому пониманию, пророчества из книг Даниила и Откровения предсказывают исторические события или периоды, которые следуют одно за другим непрерывно во времени вплоть до последних дней. Другими словами, книга Даниила рассказывает о событиях, которые имели и будут иметь место со времени Даниила и до конца мира, книга Откровение описывает события со времени Иоанна и до конца.

Адвентисты не являются авторами этого взгляда. Это основной взгляд реформаторов. Историческая школа также известна под названием «реформаторской школы толкования». Мы, как церковь, относимся к реформаторскому движению. Протестанты, используя исторический метод толкования книг Даниила и Откровения (главным образом Даниила), пришли к выводу, что «небольшой рог» из 7 и 8 глав книги Даниила символизирует папство. К этому заключению пришел и Лютер.

Если бы вы были в руководстве католической церкви, что бы вы предприняли в ответ? Вы бы не сидели сложа руки. Льюис де Алказар, иезуитский священник, уроженец Севильи, (Испания), стал основателем претеристической школы. Заявив, что все пророчества Даниила исполнились во времена пророка, он тем самым оградил папство, потому что оно не существовало во дни Даниила, а также во второй век нашей эры. Папство появилось в пятом веке после рождества Христова, поэтому, используя претеристический подход, вы спасаете католическую церковь от названия «небольшой рог». Я не осуждаю сторонников этой школы. Они пытаются найти выход из затруднительного положения, потому что «небольшой рог» - не что иное, как антихрист.

Другая позиция - футуристическая - также придумана иезуитским священником Франциско Рибера из Соломонки, (Испания). Он предложил теорию, согласно которой некоторые из пророчеств исполнились во времена Даниила, а другие исполнятся в конце времени. Период папства приходится как раз на промежуток времени, не охваченный этими пророчествами.

Согласно футуристической позиции так же, как и претеристической, мы не можем назвать католическую церковь «небольшим рогом». Я не осуждаю их за это. Но меня беспокоит тот факт, что в настоящее время почти все протестантские христианские деноменации, за исключением христиан Адвентистов Седьмого Дня, отказались от исторического взгляда и придерживаются позиции католической церкви. Является ли это прогрессом или отступлением? Я уверен, что если бы Лютер воскрес из мертвых, он был бы шокирован тем, что сделали протестанты с исторической школой интерпретации.

Не забывайте, что эти две школы - футуристическая и претеристическая, которых придерживаются большинство христианских церквей сегодня, созданы католиками, которые преследовали определенную цель. Они достигли своей цели. Приняв одну из этих точек зрения, протестанты избавили католиков от названия «небольшой рог». Когда я использую термин «католическая церковь», я не имею в виду рядовых членов католической церкви. Моя мама преданная католичка, благочестивая христианка. Сам я вышел из очень строгого католического окружения. Говоря «католическая церковь», я имею в виду руководство этой церкви. Мы должны делать разграничение, которое и сами католики делают. Для них церковь разделена на две группы: церковь, которая учит, и церковь, которую учат. Я говорю здесь о церкви, которая учит. В разговоре со своим дядей, иезуитским священником, я бросил ему вызов, попросив защитить претеристическую и футуристическую позиции с помощью честной экзигезы книги Даниила. Он привел мне довольно слабые доводы, и я сказал ему: «Я не хочу принять твою точку зрения, даже если протестантские церкви сделали это». Он сказал мне: «Все деноминации, кроме твоей, исповедуют нашу позиции». Я ответил ему: «Если тысяча людей говорят ложь, а один правду, ложь из-за этого не становится правдой».

Мы не должны судить о правде по числу ее сторонников. Независимо от этого числа, правда восторжествует. Узок путь на небеса и немногие идут по нему. Путь в погибель широк и многие идут по этому пути. Поэтому не будем судить о правде по числам или потому, кто из теологов придерживается этого взгляда. Иудейские вожди не увидели Мессию в Иисусе. Они ошиблись. Они видели в пророчествах только ту часть, которая говорила о втором пришествии Христа, когда он придет как Царь. Они игнорировали пророчества, говорящие о Нем, как о страдающем рабе. Поэтому правда не принадлежит теологам, не принадлежит большинству, но Богу. Мы должны изучить этот отрывок из Библии (Даниила) в духе молитвы.

Я верю, что истина о 1844 годе связана с миссией нашей церкви, в противном случае я бы не стоял за этой кафедрой. Об этой миссии мы будем говорить в следующей главе. Пусть Бог благословит нас разобраться с этим вопросом. Пусть Бог поможет нам защитить эту жизненно важную доктрину, потому что мы стали мишенью нападок. Петр сказал, что мы должны быть способны защитить то, чему мы верим. Я верю, что Бог с нами. Вопрос в том: хотим ли мы следовать за Ним?

Глава 18. Видение Даниила (часть 2)

Даниила (8:9-14)

Наша церковь не только стала мишенью нападок со стороны теологов, но и потеряла в последние десять лет по крайней мере сто двадцать служителей в Америке и Австралии, которые либо покинули церковь, либо лишились права проповедовать, потому что перестали верить в учение церкви об очищении святилища и о 1844 годе.

Увлечены ли мы хитросплетенными баснями и можем ли мы доказать истинность нашего учения с помощью Библии и только Библии? Если мы не способны это сделать, то, как я уже говорил, у нас нет права существования как религиозной деноминации. Бог не заинтересован в бессмысленном появлении новых вероисповеданий. Существование множества конфессий противоречит библейской концепции об единстве. У Бога есть только одна церковь и эта церковь - тело Христа. У нашей церкви должна быть особая миссия, преначертанная Богом, а если не так, то мы зря теряем время.

Я долго думал над этой проблемой и спрашивал себя: «Были ли мы честными относительно нашей интерпретации?» И должен признаться, что, откровенно говоря, у нас есть с этим проблемы. О некоторых из них мы говорили в предыдущей главе. Еще раз мы должны правдиво взглянуть на отрывок из книги Даниила, чтобы увидеть - можем ли мы защитить свою позицию и миссию нашей церкви.

Мы упомянули о четырех школах толкования. Либеральная или идеалистическая школа полагает, что Даниил не предсказывал события, которые должны произойти в будущем, а использовал язык символов, чтобы рассказать о духовных вещах.

Лютер и его последователи-реформаторы придерживались исторического взгляда, согласно которому пророчество раскрывает цепь исторических событий, следующих одно за другим от времени, в котором жил пророк, и до конца истории человечества. «Небольшой рог», согласно этой точки зрения, символизирует папство.

Мы узнали, что папство не осталось сидеть сложа руки, предложило в ответ две концепции, основателями которых стали иезуиты. Льюис Алказар основал претеристическую концепцию, согласно которой все пророчества Даниила исполнились при жизни пророка или через короткий срок после его смерти. Алказар утверждал, что ко второму столетию нашей эры все предсказанное исполнилось. Если это утверждение верно, «небольшой рог» нельзя считать папством, так как папство появилось позже.

Основателем второго направления, футуристического, стал Франциско Ривера. Часть пророчеств Даниила, говорил он, исполнилась в период его жизни, а другая часть исполнится в конце истории; между ними остается большой временной отрезок, не охваченный этими пророчествами, в котором появилось папство. Оба взгляда исключают связь между «небольшим рогом» и папством. Мы не можем осудить их за то, что они пытаются защитить свою позицию. Однако, меня смущает тот факт, что сегодня почти все протестантские церкви отошли от исторического взгляда и приняли одну из двух католических интерпретаций. Церковь Адвентистов Седьмого Дня все еще придерживается исторического подхода.

Я верю, что истинным является именно он. Книги Даниила и Откровение рассказывают в общих чертах о целом ряде исторических событий, имевших место, и которые произойдут до второго пришествия и после.

Мы продолжим изучение отрывка из книги Даниила и будем искать ответы на возникшие вопросы в Библии.

В первую очередь я хотел бы рассказать о герменевтическом правиле, которое применяется при исследовании книг Даниила и Откровения. Во-вторых, я хотел бы, чтобы мы взглянули на 8 главу книги Даниила, как на целое, так как нас по праву осуждают в том, что мы интерпретируем четырнадцатый стих, не учитывая контекст. Нам следует честно признать,  что мы действительно так поступали.

Предметом внимания в отрывке из книги Даниила (8:9-14) является «небольшой рог». Он повергает истину на земле и преуспевает в этом. В тринадцатом стихе задается вопрос: «Как долго, Господи, это будет продолжаться? Как долго небольшой рог будет попирать истину о святилище?» Ответ в четырнадцатом стихе: «на две тысячи триста вечеров и утр; и тогда святилище очистится».

В этом стихе ничего не говорится о следственном суде. Об этом суде мы находим в 7 главе. Мы должны быть честными в нашем исследовании.

Существует принцип толкования, который называется «параллелизмом». Он не был придуман Адвентистской церковью, по сути этот принцип герменевтики признан и ему учит Христианская церковь еще с 3 века нашей эры, задолго до образования нашей церкви. В чем состоит этот принцип?

Согласно этому правилу, в книге Даниила и Откровении рассказ об одних и тех же исторических событиях повторяется; каждый из этих рассказов оканчивается описанием событий последнего времени. Поэтому главы 2, 7, 8, 9, 11 и 12 из книги Даниила являются параллельными и каждая из них оканчивается эсхатологическим событием. Во второй главе «камень, который оторвался от горы без содействия рук», символизирует конец этого мира. В 7 главе сказано, что «воссядут судьи и ... царство дано будет народу святых». В 8 и 9 главах говорится о конце 2300 дней, когда святилище очистится и «небольшой рог» будет уничтожен. В 11 и 12 главах говорится о тяжелом времени, когда народ Божий будет испытан и освобожден.

Мы обратим наше внимание на три главы из книги Даниила, которые касаются великой борьбы между Христом и сатаной в пророческом обзоре истории мира. Эти главы (2, 7 и 8) являются параллельными и повествуют об одних и тех же периодах времени и царствах.

ВАВИЛОН. Во второй главе вы найдете, что голова истукана из чистого золота символизирует Вавилон (605 г. до н.э. - 538 г. до н. э.). В седьмой главе образом Вавилона является лев. В восьмой главе об этом царстве ничего не сказано, так как к тому времени, когда Даниилу было дано это видение, Вавилон перестал существовать.

МЕДО-ПЕРСИЯ. Символом этого царства во второй главе являются серебряные грудь и руки истукана, в седьмой - медведь, а в восьмой - овен. Все три символа относятся к одному царству, существовавшему в период с 538 г. до н. э. до 331 г. до н. э. Принцип параллелизма, который мы встречаем в книге Даниила, можно увидеть и в книге Откровение. Семь церквей, семь печатей, семь труб символизируют одни и те же периоды времени.

ГРЕЦИЯ. (331 г. до н. э.-168 г. до н. э.) Представлена во второй главе медными бедрами и чревом истукана, в седьмой главе - барсом и восьмой - козлом. Каждый из этих символов говорит о Греции и о периоде времени 331 г. до н.э.-168 г. до н. э.

РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ. (168 г. до н. э. - 538 г. н. э.). Образом языческой Римской империи служат железные голени во второй главе, ужасный зверь - в седьмой и небольшой рог - в восьмой.

Разделившиеся царства. (538 г. н. э. до конца их периода).

Во второй главе их символом являются ноги истукана, частью железные, частью глиняные, в седьмой - десять рогов и в восьмой главе - небольшой рог.

Каждая глава рассказывает об одних и тех же царствах и периодах времени, но, вероятно, с разных точек зрения. Во второй главе говорится о гражданской власти, седьмая глава касается политической организации. Обратите внимание, что все звери из 7 главы - нечистые. В восьмой главе все звери чистые и символически рассказывают о религиозной организации царств. Не забывайте, что в те времена политическая власть и религия были одним целым. Не было разделения между церковью и государством.

ЦАРСТВО БОЖИЕ. Это последнее царство. Во второй главе его символ - «камень, оторвавшийся от горы без содействия рук». В седьмой - суд, который мы называли «следственным судом». Мы коснемся этого вопроса в одной из следующих глав. В 8 главе книги Даниила царство Божие представлено очищением святилища. Согласно принципу параллелизма, огромный камень, следственный суд и очищение святилища относятся к одному и тому же периоду. 14 стих из 8 главы можно считать датой начала этого периода, но в 8 главе не говорится ничего о следственном суде, о котором сказано в 7 главе.

Когда Адам согрешил, он отдал наш мир сатане; и этот мир стал принадлежать дьяволу. Две тысячи лет назад Христос пришел, чтобы представить Свое царство - царство Бога.  Иоанн Креститель и Сам Иисус Христос часто говорили об этом. В Евангелие от Матфея (12:28) мы находим слова, которые Иисус часто повторял: «Достигло до вас Царствие Божие». Полностью этот текст звучит так: «Если же я Духом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие».

Четыре тысячи лет люди находились в плену, и Христос пришел, чтобы отпустить пленников на свободу. Об этом ясно учит Новый Завет. Первое пришествие Христа должно было вырвать этот мир из рук сатаны. На кресте дьявол был изгнан, но не уничтожен. С тех пор существуют одновременно два царства. Царство сатаны будет уничтожено в конце времени. Итак, два противоположных царства одновременно существуют в одном мире. Об этих двух царствах многое сказано в Новом Завете, особенно в Евангелиях и посланиях Павла. Также очень ясно об этом говорится в первом послании Иоанна: «Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему. Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле» (1 Иоанна,  5:18, 19).

Некоторых смущают слова: «рожденный от Бога не грешит». Посмотрите на контекст этой фразы. Новый Завет дает два определения греха. Первое - это типичное адвентистское определение и оно верно: «Грех - это нарушение закона». В данном контексте у греха другое значение: «неверие». Верующий не допускает неверие. Иначе он не принадлежит Божьему царству. Теперь взгляните на двенадцатый стих. Запомните, что «лукавый не прикасается к верующему». Да, он может искушать его. Он может даже убить его, но не может лишить его спасения, если верующий пребывает во Христе через веру. «Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле».

Мы принадлежим Его царству, но мир «лежит во зле». Греческий оригинал говорит: «пребывает в злом». Мир находится под властью сатаны. И если американцы говорят: «Я свободный человек, потому что живу в Америке», то только потому, что не знают правды. Нет свободных людей. Либо вы принадлежите Богу, либо дьяволу. Вы принадлежите одному из двух царств. Царство сатаны катится по наклонной. В книге Даниила можно проследить это падение. Вавилон был мощным царством, золотой головой, следующее царство стало ниже, следующее еще ниже и т.д. до тех пор, пока произошло разделение царства и затем его конец, когда Бог вступит во владение.

Какому царству вы принадлежите? Если земному, то оно будет разрушено. Небесное царство имеет свое начало при первом пришествии Христа и будет окончательно установлено в последние дни. Об этом говорят 7 и 8 главы из книги Даниила.

Во второй главе символ камня говорит нам вкратце о конце этого мира. В седьмой главе рассказывается о следственном суде, когда Бог на законном основании выступит защитником святых, которых обвиняет сатана. Эта глава содержит добрую весть для верующего. Обвинитель братьев умолкнет навечно. Бог оправдает верующих. Восьмая глава говорит об очищении святилища или восстановлении и оправдании святилища, можете использовать любой из этих терминов, но помните, что в септуагинте использовано слово «катаризо», которое означает очищение. Далее мы вкратце изучим восьмую главу и попытаемся разобраться с 14 стихом, с учетом контекста и следуя библейскому принципу. 8 глава, так же, как 2 и 7, начинается с описания видения и затем следует толкование этого видения. О видении сказано в текстах с 3 по 17, о его толковании - с 20 до 26. Первый и второй стихи главы говорят о месте и времени, в котором Даниилу было дано видение: «В третий год царствования Валтасара царя явилось мне, Даниилу, видение после того, которое явилось мне прежде. И видел я в видении, и когда видел, я был в Сузах, престольном городе в области Еламской, и видел я в видении, - как бы я был у реки Улая». Мы не можем с большой точностью определить год, в который было дано это видение. Исследования ученых показывают, что это произошло примерно в 553 году до н. э. Это было приблизительно 50 лет спустя после разрушения Иерусалима и храма. Евреи все еще находились в плену. Даниил увидел 4 вещи.

В 3 и 4 стихах говорится об овне с двумя рогами. С 5 по 8 - рассказывается о том, что Даниил увидел козла с одним большим рогом, который сломался и на место его вышли четыре. Затем Даниил увидел небольшой рог (9-13), который вышел с одного из четырех. Он разросся; похоже, что рог этот - религиозная сила. Он отнял ежедневное, поверг истину на землю, попрал воинство и преуспевал. В 14 стихе говорится, что это на 2300 вечеров и утр.

Итак четыре вещи увидел Даниил: овна, козла, небольшой рог и 2300 дней. Он увидел видение, но не понял его значение. «И было: когда я, Даниил, увидел это видение и искал значения его, вот, стало предо мною как облик мужа. И услышал я от средины Улая голос человеческий, который воззвал и сказал: «Гавриил, объясни ему это видение!» (15-16 стихи).

Сначала Даниил увидел видение и затем Бог сказал Гавриилу: «Гавриил, пожалуйста, объясни Даниилу это видение». Прочтем 17 стих и обратим внимание на его вторую часть: «И он подошел к тому месту, где я стоял, и когда он пришел, я ужаснулся и пал на лице мое; и сказал он мне: «знай, сын человеческий, что видение относится к концу времени!»

Другими словами, это видение говорит о конце времени. Что означает «конец времени»? Существуют всего лишь два толкования последней части 17 текста. «Концом времени» может быть либо конец миссии еврейского народа, который имел место в 70 году н. э., либо конец этого мира.

Которое из этих значений применено к 17 тексту? Что касается Даниила, то он подумал, что это относится к его народу; об этом можно судить по девятой главе, но при внимательном изучении этого отрывка мы увидим, что речь идет о конце мира.

«И когда он говорил со мною, я без чувств лежал лицом моим на земле; но он прикоснулся ко мне и поставил меня на место мое, и сказал: «вот, я открываю тебе, что будет в последние дни гнева...» Я хочу показать тебе, что произойдет с этим небольшим рогом, который совершает ужасные вещи. И затем Гавриил сказал, что видение относится к концу определенного времени.

Двадцатый стих ясно объясняет значение первого образа из четырех. «Овен, которого ты видел с двумя рогами - это цари Иудейский и Персидский». 21 стих говорит: «А козел косматый - царь Греции (как мы знаем, здесь имеется в виду Александр Македонский), а большой рог, который между глазами его, это первый ее царь». Затем пророчество говорит, что после смерти Александра восстанут четыре царства, но они не будут обладать силой царства Александра Великого. И далее: «Под конец же царства их, когда отступники исполнят меру беззаконий своих...» (23 стих). Что означает фраза: «исполнят меру беззаконий»? Я попытаюсь объяснить это вкратце. Мне поможет в этом четвертая глава книги Даниила. Вы помните, что Валтасар осквернил святилище. В четвертой главе говорится о сне, который видел Навуходоносор, и о словах Божьих, сказанных царю через Даниила: «Ты стал чрезмерно гордым и возносишь себя выше Бога небес. Ты должен смирить себя».

К сожалению, Навуходоносор вскоре забыл об этих словах и через год, расхаживая по царским чертогам в Вавилоне, царь сказал: «Это ли не величественный Вавилон, который построил я в дом царства силою моего могущества и в славу моего величия!» (27 стих). Какой силой?! Для чьей славы?! «Был с неба голос», который не сказал, что Вавилон пал, но что «царство отошло» от Навуходоносора.

В пятой главе рассказывается о том, как царь Валтасар приказал принести золотые сосуды, вынесенные Навуходоносором из Иерусалимского храма для того, чтобы пить из них вино. Тем самым он пренебрег Богом. Тотчас увидел царь «кисть руки, которая написала на стене четыре слова”. Позвали Даниила, который рассказал Валтасару историю жизни его отца, точнее говоря его деда - Навуходоносора. Даниил назвал Навуходоносора отцом Валтасара, так как на востоке каждого из прародителей называют отцом. Итак, Даниил напомнил Валтасару то, что произошло с Навуходоносором, и здравый смысл вернулся к Валтасару и он признал Бога небес. И Даниил сказал: «Ты знал все это. Ты не был в неведении, но сознательно пренебрег Богом, бросил ему вызов своим поступком. Поэтому Вавилон пал».

Слово «преступление» на еврейском означает умышленное нарушение закона или правила. Грех означает недостижение цели. Все люди согрешают, но преступление является умышленным грехом. Даниил говорит в этой главе, что всякому народу, государству отведено определенное время. Америке также дан отрезок времени. Если наше отвержение Бога умышленно, то через некоторое время Бог скажет нам, подобно тому, как сказал Израилю: «Ихавод». Поэтому в 23 стихе из 8 главы под выражением «исполнение меры беззаконий» Даниил имел в виду отвержение Бога Грецией, после чего должен был восстать «небольшой рог». Итак, полнота меры беззаконий - есть сознательное отвержение Бога небес, подобное отвержению Валтасара.

Империи пали, потому что отвернулись от Бога. К несчастью, история часто повторяется, и мы должны извлечь урок из падения Вавилона, Греции и Рима. После них на передний план выходит религиозная сила, которая производит впечатление того, что она на стороне Бога. Что совершает эта сила? Прочитаем с 23 по 25 стихи: «Под конец же царства их, когда отступники исполнят меру беззаконий своих, восстанет царь наглый и искусный в коварстве; и укрепится сила его, хотя и не его силою, и он будет производить удивительные опустошения и успевать и действовать, и губить сильных и народ святых».

Одна из проблем «небольшого рога» в том, что он пытается заставить людей поклоняться Богу с помощью политических рычагов. В Америке возникло новое учение. Я не знаю слышали ли вы об этом. Пока оно больше знакомо теологам и называется «теологией восстановления». Оно утверждает, что во всех отношениях Америка переживает моральное падение, и единственная возможность исправить положение - это вернуться к Ветхозаветному принципу: «Сделай это, в противном случае ты будешь наказан». Религия через силу, вот в чем суть теологии восстановления. Большая часть из теологов - американцы. Они хотят, чтобы Америка подчинилась религиозным правилам. Религия через силу. Она у порога, и мы должны знать об этом. Так действует «небольшой рог». Он заставляет людей поверить тому, чему он учит. «То, что говорю я - правда. Если я скажу, что земля плоская, вы должны поверить этому».

Что произошло с такими учеными, как Фрэнсис Бакон или Рэй Ду? Что произошло с тем, кто сказал, что земля - это шар? Первого, кто утверждал это, окрестили еретиком. Церковь обладала абсолютным авторитетом. Следует заметить, что согласно Священному Писанию, Бог не наделил церковь абсолютным авторитетом, но дал лишь некоторые полномочия. «Небольшой рог» незаконно захватил власть. Прочитаем следующий стих из 8 главы книги Даниила: «И укрепится сила его...» (24 стих) и «при уме его и коварство будет иметь успех в руке его, и сердцем своим он превознесется (подобно Валтасару), и среди мира погубит многих, и против Владыки владык восстанет...» (25 стих).

Чтобы получить спасение, скажут вам, вы должны прийти в церковь. Спасение не через Христа, но через церковь. Я знаю это очень хорошо, потому что принадлежал этой церкви. Когда я решил стать адвентистом, мой священник сказал мне: «Ты оставляешь католическую церковь и тем самым отказываешься от спасения». Я спросил: «Почему? Я ведь не отрекаюсь от Христа». Он ответил: «Оставляя церковь, ты не будешь участвовать в причастии. Нет причастия - значит, нет благодати, а без благодати остается одно - проклятие».

Я сказал ему: «Христос даст мне благословения напрямую, через Святой Дух, без того, чтобы я участвовал в таинствах церкви». Священник посчитал эти слова богохульством. В тринадцатом стихе Даниил спрашивает: «Как долго, Господи, Ты позволишь небольшому рогу господствовать в твоей церкви, в твоем царстве. Как долго?» Четырнадцатый стих отвечает на этот вопрос. Но взгляните также и на толкование этого стиха из двадцать шестого текста:

«Видение же о вечере и о утре...». Помните, что Даниил не использовал слово «дней» в оригинале, оно присутствует в некоторых переводах.

«,,, о котором сказано, истинно, но ты сокрой это видение, ибо оно относится к отдаленным временам». Итак, четырнадцатый стих говорит не о временах Даниила, но относится к отдаленным временам. «Я объясню его людям, которые будут жить в будущем, но ты, Даниил, сокрой это видение». Гавриилу было легко это сказать, но Даниилу тяжело принять. В двадцать седьмом стихе говорится, что “Даниил изнемог и болел несколько дней; потом встал и начал заниматься царскими делами; изумлен был видением сим и не понимал его».

В видении Даниила говорится об овне, козле, небольшом роге и двух тысячах триста вечерах и утр. Первые три образа были объяснены Даниилу, но четвертый - нет. Даниил не понял и его удивили слова из четырнадцатого стиха. Не было дано объяснений, и Даниил заболел.

Даниилу пришлось ждать ответа на свои вопросы четырнадцать лет! Не четырнадцать дней, но четырнадцать лет! В девятой главе книги Даниила Гавриил дает ему объяснение. Прочитайте внимательно эту главу. Обратите внимание на следующее, читая молитву Даниила.

1. Его внимание было направлено на земное святилище, которое было разрушено. Святилище разрушено, а ,значит, имя Божье обесславлено, поэтому Даниила заботило земное святилище.

2. Обратите внимание также на его молитву. Он не говорит: «Господи, я был послушен Тебе, но народ Израильский оставил тебя». Он отождествляет себя с ошибками церкви. В этом концепция единства. Когда вы видите грехи в вашей церкви, не указывайте пальцем на церковь, забывая о том, что надо указать и на себя, потому что вы часть тела. В Африке за кражу человек получает наказание - 40 ударов. Он украл руками, но удары наносятся по месту, которое человек использует для того, чтобы сидеть. Почему страдает другая часть тела? Потому что тело едино. Даже если Даниил был верен Богу, будучи пророком, служителем Божьим, он отождествил себя с ошибками и недостатками церкви. «Мы согрешили», говорит он. «У нас на лицах стыд”. Главным недостатком религиозных ответвлений от церкви считают то, что они всегда осуждают церковь и оправдывают себя. Это противоречит Евангелию. Это правда, что мы совершили ошибки. Правда, что у нас есть множество проблем: теологических, административных и т.д. и т.д., но мы нуждаемся в том, чтобы, встав на колени, произнести молитву, подобную молитве Даниила. Мы не решим проблему, осуждая президента, проблема не в нем, потому что церковь одно тело.

Прочитайте молитву Даниила и затем ответ, который Бог дал ему через ангела. (Начиная с 21 стиха и далее).

Изучите девятую главу внимательно. Прочитайте ее по возможности в нескольких переводах. В следующей главе мы остановимся именно на ее изучении. Мы дадим определение миссии Адвентистской церкви и попытаемся увидеть, что имел в виду Бог, сказав Даниилу об «очищении святилища». У нашей церкви особая миссия. Если ее разрушить, если ее на самом деле не существует, то нет необходимости оставаться в этой церкви. В таком случае мы можем присоединиться к другим церквам. Пусть Бог поможет нам осознать эту миссию. Когда мы ее поймем, мы не усидим на церковной скамье, но пойдем исполнять эту миссию. Об этом моя молитва во имя Иисуса Христа.

Глава 19. 1844 год и очищение святилища

Даниила (9:22-27)

В предыдущих главах мы отметили, что текст из книги Даниила (8:14) является основанием, на котором было построено Адвентистское Движение. В завершение изучения этого текста мы вспомним о двух моментах, которые следует знать для правильного его понимания и интерпретации.

Первый из них - это принцип параллелизма. В разных главах книги Даниила рассказывается об одних и тех же исторических событиях. К примеру, во 2, 7 и 8 главах пророк описывает одни и те же периоды и царства. Камень из второй главы, суд - из седьмой и очищение святилища, которое произойдет через две тысячи вечеров и утр, говорят об одном периоде времени. Это время, когда Бог установит Свое царство на земле.

Согласно этому, очевидно, что очищение святилища - это событие последнего времени или эсхатологическое событие. Это нечто, что произойдет в конце времени. Последние три стиха из восьмой главы книги Даниила подтверждают это.

Мы еще раз обратим внимание на эти три стиха, но перед этим прочитаем вторую часть семнадцатого текста: «Знай, сын человеческий, что видение относится к концу времени». Другими словами, это видение, которое говорит и о времени, в котором жил Даниил, несет в себе откровение о последнем времени. Некоторые утверждают, что выражение «последнее время» относится к Израильскому народу, другие полагают, что оно относится к концу христианского периода.

Также и в девятнадцатом стихе говорится, что видение исполнится в конце времени: «И сказал: вот, я открываю тебе, что будет в последние дни гнева; ибо это относится к концу определенного времени». В двадцать шестом тексте, объясняя видение, Гавриил все же не раскрывает смысл 14 стиха. Даниилу было сказано лишь следующее: «Видение же о вечере и утре, о котором сказано, истинно, но ты сокрой это видение, ибо оно относится к отдаленным временам».

Итак, даже из восьмой главы книги Даниила мы можем узнать, что четырнадцатый стих относится к последним событиям истории мира. Первое, что мы хотели бы отметить: очищение святилища - это событие последнего времени.

Ранее мы уже говорили о том, что в восьмой главе Даниилу было сказано о четырех вещах:

а) об овне с двумя рогами;

б) о козле с одним рогом;

в) о небольшом роге, который поверг истину о святилище на землю и преуспел в этом;

г) о 2300 днях, к концу которых святилище будет восстановлено или оправдано, или очищено.

Мы заметили, что первые три из этих четырех образов были объяснены Даниилу. Двадцатый стих говорит, что овен символизирует Медо-Персию, 21-й и 22-й говорят, что козел - это образ Греции, стихи с 23 по 25 рассказывают о великой религиозной силе, которая, согласно исторической концепции, является папством. Но четвертый символ не был объяснен, в восьмой главе толкование четырнадцатого стиха отсутствует.

Толкование этого текста можно найти в 9 главе с 24 по 27 стихи. Этого мнения придерживается не только наша церковь, но и многие богословы. Среди них и Дезмонд Форд, который не во всем согласен с нашим толкованием 8 главы. Я приведу цитату из его книги «Добрые вести для Адвентистов», изданной недавно Good News Unlimited: «Мы полагаем, что текст из книги Даниила (8:14) объясняется в краткой форме в 9 главе (24-27). Почему? В девятой главе Даниила снова появляется Гавриил. Тот ангел, с которым мы встречались в восьмой главе, пришел, чтобы дать Даниилу мудрость и способность понимать. Он повелевает ему «вникнуть в слово и уразуметь видение». Имел ли ангел в виду пророчество Иеремии, касающееся семидесяти лет? Так считают некоторые из исследователей. Такая точка зрения сомнительна. Даниила, 9 (24-27) объясняет Даниила 8:14». Далее Форд делает вывод: «Поэтому в Даниила (9:24-27) пророку было сказано более детально, чем до этого, в чем заключается восстановление святилища». Итак, многие богословы также полагают, что отрывок из книги Даниила (9: 24-27) - это объяснение 14 стиха из 8 главы.

Чтобы понять, о чем говорится в этом отрывке, мы должны разобраться с его контекстом, исследовать 9 главу. Пожалуйста, не используйте стихи из Библии вне контекста. Нас неоднократно обвиняли за это и иногда по праву. Мы должны учитывать контекст.

Для начала определим время, в которое писалась 9 глава. Примерно через 14 лет после видения из 8 главы. «В первый год Дария...» (9: 1). Это приблизительно 538 год до рождества Христова. Четырнадцать лет Даниил ждал объяснения текста об очищении святилища. Со времени разрушения Иерусалима и Храма Навуходоносором прошло 65 лет.

Из 2 стиха 9 главы ясно, что Даниил понимал пророчество, данное Богом пророку Иеремии, который был современником Даниила и жил в Палестине, о том, что Иерусалим и храм останутся разрушенными в течении семидесяти лет. 65 лет прошло и осталось пять лет. Но проблемой было то, что, согласно Даниила (8:14), казалось, что восстановление - это дело далекого будущего.

Поэтому Даниил обеспокоен и смущен. Поставьте себя на его место и представьте, о чем мог думать еврей, живший во времена Даниила. Для евреев разрушение города и храма означало одно: «Ихавод». На еврейском это означает: «отошла слава Божия». Для них это приравнивалось к тому, что Бог их оставил. Это, конечно же, тяжкое бремя для людей Божьих. Подумать, что храм будет восстановлен не через пять лет, а в далеком будущем - это было ужасно. Что сделал Даниил? Третий стих: «И обратил я лице мое к Господу Богу с молитвою и молением, в посте и вретище и пепле». Мы должны прочитать эту молитву и заметить нечто очень важное в этой молитве - концепцию единства. Даниил, слуга Божий, не указывал пальцем на церковь и не говорил, что она пошла по ложному пути. Он считает себя единым с церковью, которая совершила ошибку.

Мы нуждаемся в том, чтобы научиться этому от Даниила. Церковь - это одно тело, и когда она совершает ошибку, если даже вы в этом не участвуете, вы являетесь ее частью. В пятом стихе Даниил говорит: «согрешили мы»; в шестом: «и не слушали рабов твоих»; в восьмом: «Господи! У нас на лицах стыд» и «мы согрешили перед Тобою»; в девятом: «и не слушали гласа Господа Бога нашего»; в одиннадцатом: «И весь Израиль (не часть его, а весь) преступил закон Твой».

 Даниил возложил на себя бремя Израиля. Прочитайте стихи с 16 по 19: «Господи! По всей правде Твоей (не по нашей, а по Твоей правде) да отвратится гнев Твой и негодование Твое от града Твоего, Иерусалима, от святой горы Твоей; ибо за грехи наши и беззакония отцов наших (в этом принцип коллективного покаяния) Иерусалим и народ Твой в поругании у всех, окружающих нас».

Другими словами, «народы вокруг нас, и в том числе Вавилон, указывая на нас, спрашивают: «Где Ваш Бог? Вы потерпели поражение, где Ваш Бог?». Даниил обеспокоен. «Приклони, Боже мой, ухо Твое и услышь, открой очи Твои и воззри на опустошения наши и на город, на котором начерчено имя Твое; ибо мы повергаем моления наши пред Тобою, уповая не на праведность нашу, но на Твое великое милосердие» (18 стих).

Он просит, полагаясь на Божью любовь и милость. «Господи, услышь! Господи, прости! Господи, внемли и соверши, не умедли ради Тебя Самого (не ради нас, но ради Тебя), Боже мой, ибо Твое имя наречено на городе Твоем и на народе Твоем» (19 стих).

Упрекают ли Христианство сегодня? Да, и мы нуждаемся в том, чтобы научится молиться, как Даниил. В 20 стихе говорится: «И когда я еще говорил и молился и исповедывал грехи мои и грехи народа моего, Израиля...». Что произошло? Услышал ли Бог молитву Даниила? Да. Бог сказал: «Да, Даниил, я понимаю, что тебя беспокоит и смущает. Ты не можешь соединить воедино пророчество Иеремии с  пророчеством, которое Я дал тебе». Заметим, что Даниил не думал о небесном святилище. Его заботила судьба Иерусалима и его народа. Но мы знаем, что, согласно принципу параллелизма, пророчество из четырнадцатого стиха восьмой главы не относится к еврейскому народу. Оно касается событий последнего времени. У Бога была задача: «Как поступить? Как объяснить это Даниилу?»

Христос столкнулся с подобного рода проблемой. Об этом мы узнаем из 24 главы Евангелия от Матфея. Даниил, как мы уже сказали, не видел различия между пророчеством Иеремии о семидесяти годах опустошения и пророчеством из 8 главы 14 стиха. Ученики совершили похожую ошибку.

У Матфея (24: 1) сказано: «И вышед Иисус шел от храма; и приступили ученики Его, чтобы показать Ему здания храма». Посмотри, Иисус, какой чудесный храм! Второй стих: «Иисус же сказал им: видите ли все это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; все будет разрушено».

Мы знаем из истории, что Он говорил о разрушении храма, которое произошло в 70 году н. э. О чем подумали ученики? Для них разрушение храма было тем же, что и второе пришествие Христа. Что ответили ученики Иисусу? «Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине (они были смущены подобно Даниилу) и спросили: скажи нам, когда это будет? И какой признак Твоего пришествия и кончины века?» (3 стих). Ученики думали, что разрушение Иерусалима и второе пришествие Христа произойдут одновременно. Они были в замешательстве. Что мог сделать Иисус? Должен ли Он был сказать им: «Вы ошибаетесь. Храм будет разрушен через несколько лет, но я вернусь в двадцатом веке или может быть позже?» Что бы произошло тогда с учениками? Они не были готовы  услышать такой ответ. Поэтому Иисус соединил эти два события. Когда мы читаем 24 главу Евангелия от Матфея, то замечаем, что знамения разрушения Иерусалима и знамения второго пришествия Христа, событий которые разделены по крайней мере двумя тысячелетиями, соединены воедино. Это может показаться нам несправедливым, но помните, что Бог живет в вечности. Для Него тысяча лет, как один день.

В девятой главе (стих 22) книги Даниила ангел Гавриил сказал пророку: «Даниил! Теперь я исшел, чтобы научить тебя разумению». Ангел не рассказывает ему (9:24-27) о конце мира, но о последних событиях из истории Израиля как избранного народа. Пророчество Иеремии верно. Храм будет восстановлен, но затем будет опять разрушен, после чего уже не будет построен заново. Это конец! 70 недель из 9 главы говорят о конце Израиля как народа Божьего. Но в то же время они должны объяснить нам и значение пророчества из книги Даниила (8:14). Я вижу это следующим образом: Бог использует 70 недель как модель того, что произойдет в конце 2300 вечеров и утр. Мы обратим внимание на основные события, произошедшие в течении этих 70 недель, используя их как модель или принцип для понимания Даниила (8:14).

Я использую здесь новозаветный принцип: евреи-язычники. В книгах Нового Завета Бог разделяет человечество на евреев и язычников. Приведем несколько примеров. Когда Иисус повелел проповедовать Евангелие, Он сказал: «Идите вначале к евреям и дайте им шанс, и если они отвергнут, проповедуйте язычникам». Даже Своим семидесяти ученикам Христос сказал: «Не идите к язычникам. Время еще не пришло. Вначале проповедуйте среди евреев». Павел также говорит в послании к Римлянам: «Сначала Иудеи и затем язычники».

Это не означает, что язычники не могли получить спасение в еврейский период. Они могли спастись, но должны были стать евреями для этого. Это подобно тому, как в Христианский период, который начался в 31 году н. э. , если еврей принимает Евангелие, Он должен стать язычником. В настоящее время, если еврей, живущий в Израиле, становится христианином, он теряет гражданство. Государство отбирает у него паспорт, потому что он стал язычником. Евреи говорят, что если еврей становится христианином, его нельзя больше считать евреем, даже по национальности.

Будем помнить, что еврей может быть спасен и сегодня. Бог дает евреям второй шанс. Каждый из евреев может спастись, если примет Христа как Мессию. Обратим внимание на пять основных моментов из отрывка о семидесяти неделях:

1. Повеление о восстановлении Иерусалима.

2. Чтобы осуществить это повеление, евреи должны покинуть Вавилон и вернуться домой. Они не могут далее оставаться в прекрасных домах, построенных в Вавилоне, они должны выйти из Вавилона и вернуться в Израиль.

3. Вернувшись, они должен восстановить и обустроить храм и город. Вот что сказано в 9 главе Даниила о восстановлении: «Знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седьмин и шестьдесят две седьмины (восстановление займет большую часть времени); и возвратится народ и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена». Самая трудная часть - это восстановление. Будут противостоять этому. Будет множество проблем, но храм будет восстановлен, даже если это займет много времени. Итак первое - это повеление, второе - выход из Вавилона, третье - восстановление, которое будет происходить в тяжелые времена.

4. Следующий момент: подтверждение завета. На протяжении многих лет, разным поколениям, Бог обещал евреям Мессию. Они ждали Мессию долгое время. Обетование исполнилось в последнюю неделю из семидесяти. Когда Христос пришел, Он «утвердил завет», исполнил то, что было обещано.

5. В середине последней недели Иисус совершил все, что было обещано. Он умер на кресте, исполнив требования закона.

Приняли ли евреи, как народ, утвержденный завет? Нет. Бог дал им еще три с половиной года. Он не упрекал их за то, что они распяли Христа. Он еще мог простить их как народ, но после воскресения Христа, когда солдаты пришли к Каиафе и сказали: «человек, которого положили в гробницу, воскрес», не было прощения. Не было потому, что воскресение было главным доказательством того, что Иисус Христос - это Мессия.

Каиафа стоял перед выбором: либо признать, что его церковь совершила ошибку, которая подтолкнула ее распять Сына Божьего, либо скрыть эту ошибку. Он решил умолчать о ней. И когда солдаты сказали ему: «Если мы солжем, сказав, что ученики украли тело, мы признаем, что не справились с приказом охранять тело», Каиафа ответил: «Не переживайте, мы уладим это». Он дал Пилату взятку, бакшиш. На Ближнем Востоке вы не можете начать какое-то дело, не дав взятку.

Даже церкви приходится следовать этому принципу, чтобы получить право действовать. Взятка - часть культуры Ближнего Востока. И нет выбора. Я попытался обойти это правило, но безуспешно. Мы строили церковь в Африке, где существует такая же проблема. Я сказал начальнику строительства: «Эту церковь мы построим без взяток». Он ответил: «Как скажешь Жак, но ты ведь знаешь, какие здесь правила». Я сказал: «Да, но эта церковь будет построена без коррупции». Он сказал: «Хорошо, давай попробуем».

Мы построили фундамент, но, чтобы продолжать строительство, необходимо было разрешение инженера, который должен был проверить правильность строительных работ. Я сам пришел к нему и попросил, чтобы он пришел с инспекцией. Я заполнил заявление и он сказал: «Я приду завтра». На следующий день он не пришел. Я опять зашел к нему и спросил: «Почему ты не пришел?» «Я был слишком занят!» - ответил он. Это продолжалось в течение трех месяцев. Приближался сезон дождей, и начальник строительства сказал мне: «Оставь это и положись на меня». «Хорошо», - ответил я. Он дал инженеру двадцать шиллингов и тот сказал: «Ваш пастор архитектор. Вы не нуждаетесь в проверке, так что можете продолжать строительство». Каиафа дал деньги солдатам и сказал: «Мы позаботимся сами об этом».

Иисус сказал евреям: «Сколько раз я хотел собрать вас, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст». Когда евреи до смерти побили Стефана камнями, они открыто признали свое отвержение Мессии, и это отвержение принесло разрушение Иерусалима и «Ихавод» для народа.

Перед тем, как разрушить храм, римские воины прибили к двери храма Римский орден. И Иисус сказал ученикам: «Когда увидите этот знак, знайте, что приходит конец. Тогда бегите из Иерусалима». И христиане, как мы знаем, прислушались к этому пророчеству (которое Иисус связал со словами из книги Даниила) и никто из них не погиб при осаде Иерусалима. Неверующие же умерли. И это было ужасно. Достаточно лишь немного прочитать об этом в исторических документах, чтобы увидеть, как это было страшно. Евреи ели крыс во время осады. Были случаи, когда из-за голода съедали детей. Настолько они потеряли рассудок.

Мы выделили пять главных моментов в отрывке из 9 главы книги Даниила (9:24-27) и теперь применим их к тексту о 2300 вечерах и утр. 70 недель начались с повеления. Очищение святилища также начинается с повеления. Обратимся к книге Откровение, которая дополняет книгу Даниила. В 10 главе мы читаем о великом разочаровании 1844 года. Это было горькое разочарование! Но Бог сказал немногим, кто остался Ему верным, пройдя через этот горький опыт: «Тебе надлежит опять пророчествовать» (11 стих).

Почему «опять»? Потому что Евангелие, которое дал Христос ранней церкви, было извращено небольшим рогом. Помните, что святилище - это модель плана спасения, который и был осквернен небольшим рогом из книги Даниила, восьмая глава. И Бог говорит своему «малому стаду»: «Ты должен пророчествовать опять - ты должен восстановить Евангелие и провозгласить Его многим народам, племенам, языкам и царям».

В четырнадцатой главе книги Откровение сказано, что должна быть проповедана трехангельская весть, или вечное Евангелие. Поэтому повеление, которое Бог дал «малому стаду» - Адвентистам, вышедшим из движения Миллера, было восстановить Евангелие и провозгласить его миру. Это первое повеление. Для меня 1844 год означает повеление.

Чтобы повеление исполнилось, эти люди должны были выйти из Вавилона. Не физического, не буквального Вавилона, но духовного. «Выйди из него, народ Мой». Это второй момент. Третье - это само восстановление. Возродили ли мы Евангелие? Бог попытался сделать это сто лет назад, но неудачно. Восстановление Иерусалима происходило в трудные времена, и мы также испытываем трудности с восстановлением Евангелия. Мы не едины как церковь в вопросе Евангелия.

Будет ли Евангелие восстановлено? Был ли восстановлен Иерусалим в конечном счете? Да. И Евангелие будет возрождено, об этом говорит 18 глава книги Откровение. И когда это произойдет, земля освятится от славы Божьей. Другими словами, Бог утвердит Завет, который есть вечное Евангелие, завет не с евреями, но с язычниками. После этого ни один народ из языческого мира не будет иметь прощения, если скажет: «Евангелие не может спасти». Это будет настолько очевидным и ясным для всех. Земля освятится от его славы. Не будет больше прощения.

Но примет ли мир Евангелие? Я не говорю сейчас о личностях, потому что мы знаем, что тысячи в это время будут духовно обращены; вопрос в том, примет ли мир Евангелие? Нет. Мир отвергает добрую весть. На этот раз не по неведению, но сознательно, подобно Каиафе. Это будет умышленное отвержение.

Это отвержение повлечет за собой опустошение земли на 1000 лет. Я полагаю, что Бог создал Адвентистское Движение, чтобы восстановить Евангелие и провозгласить его с силой. Мы все еще боремся, но когда это окончится, земля освятится от истины Христовой. И затем не будет больше прощения. Когда мир сознательно отвергнет Евангелие, испытательный срок окончится. Бог скажет миру, языческому миру: «Се, оставляется вам, дом ваш пуст». Бог отдалит от этого мира силу, защищающую его от зла, и на мир обрушится последние семь язв.

Знаком этого, подобно римскому знаку на двери храма, я полагаю, будет закон о воскресении. Это будет знаком для христиан, чтобы они спасались бегством. Тогда нам надо будет забыть о холодильнике и других продовольственных запасах и придется жить недолгое время в горах, питаясь салатом и одуванчиками.

Вот что говорит мне стих из книги Даниила (8:14). У нас есть миссия, и если мы разрушим учение о 1844 годе, мы разрушим миссию церкви. А если у нас нет особой миссии, то мы всего лишь еще одна религиозная конфессия, среди многих других. Мы должны восстановить Евангелие, и я особым образом призываю к этому молодежь церкви.

 Мы должны понять, что Даниила (8:14) содержит весть для нас, и моя молитва о том, чтобы мы, подобно Даниилу, встали на колени и сказали: «Господи, мы просим, пожалуйста, восстанови Евангелие, оскверненное небольшим рогом, чтобы мир узнал истину и чтобы Иисус Христос мог прийти как Он обещал».

Иисус сказал: «И проповедано будет сие Евангелие царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец» (Матфея 24:14).

Слово свидетельство - это юридический термин. В суде вы приносите свидетельства в пользу или против какой-то личности. Проповедь Евангелия будет величайшим свидетельством миру, который сознательно отверг Бога. И когда это Евангелие будет проповедано миру во свидетельство, придет конец. Пусть Бог благословит нас, чтобы мы выполнили миссию, которую Он возложил на нас.

На начало

СВЯТИЛИЩЕ

Жак Секвейра

Главы 17-19 из книги, в которой Жак Секвейра поддерживает взгляд пионеров церкви АСД на "ежедневную", раскрывает историю толкования Дан.8, объясняет что означает, на его взгляд, очищение святилища.

Глава 17. Видение из книги пророка Даниила 8 глава (часть 1)

Глава 18. Видение Даниила (часть 2)

Глава 19. 1844 год и очищение святилища

Last update: 05.10.2004          Website: godmercy.narod.ru

На уровень выше На заглавную страницу

  

 

Hosted by uCoz